: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Исправляем ФГОСы

 
 

03.02.2014  г.

Как исправить ошибки в федеральных государственных образовательных стандартах

Образовательные результаты во ФГОСах разделены на личностные, предметные и метапредметные. Это ошибка, поскольку и предметные и метапредметные результаты ученика являются его личностными результатами.

Вторая ошибка ФГОСов: метапредметными результатами там названы общеучебные результаты (целеполагание, планирование, рефлексия и т.п.). На самом деле, метапредметные результаты - это те, которые относятся к метапредметному содержанию образования (число, знак, слово, движение, время, пространство и т.п.).

Как исправить ошибки?

С позиций нашей научной школы в образовании человека (ученика) главными являются ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, которые состоят из
1) общеучебных,
2) предметных,
3) метапредметных.

В этом случае всё чётко и понятно.

И ещё один момент. Учителя предметники НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ-МЕТАПРЕДМЕТНИКАМИ! Не должны они выполнять и не свойственные их образованию функции психологов (это им неправомерно навязывают разработчики стандартов). Все типы образовательных результатов учитель-предметник может и должен обеспечивать ТОЛЬКО СРЕДСТВАМИ СВОЕГО ПРЕДМЕТА! Это означает, что для обеспечения, например, метапредметных результатов, учителю биологии совсем не обязательно приглашать на занятия учителя физики или географии. Вся метапредметность достигается (может быть достигнута) из одного предмета.

О том, как всё это организовать - на дистанционных курсах и выездных семинарах Института образования человека.

См. также мои работы:

Метапредметный подход в обучении

Компетентностный подход в обучении

Системно-деятельностный подход в обучении
 


Обсуждение в Фэйсбуке:

Алексей Глазков: а могут быть вообще результаты не личностными?

Хуторской Андрей Викторович: Могут. Например, образовательные результаты могут быть коллективные, групповые.

Алексей Глазков: но они же все равно будут складываться из личностных.

Хуторской Андрей Викторович: Не совсем. Не всё складывается. Например, на всех наших семинарах и конференциях в конце рефлексивно выявляются 3 типа результатов: личностные (индивидуальные), групповые (продукт, созданный каждой проблемной группой); коллективные (общий продукт).

Светлана Белых: Хуторской Андрей Викторович Не согласна. Термин "личностные" здесь просто используется в более узком смысле. Как в учебниках психологии, где первая часть - процессы, а вторая - личность. Хотя процессы тоже личностные, если придерживаться Вашей логики.

Второе. "Метапредметные" тоже по-разному можно понимать. Мета - после. Метазнания - знания о знаниях. Это - устоявшаяся трактовка. Ну и опять же есть разница - "метапредметное содержание образования" и "метапредметные результаты (образования)". А в статье Аксеновой и вовсе "Метапредметное содержание образовательных стандартов". Это совсем третье. В каждом случае приставка "мета-" указывает на "после" того, к чему она приставлена.

Хуторской Андрей Викторович: Личностные - это те, которые принадлежат личности, продуцируются ею. Процессы могут быть и не личностные, например, введённое Каптеревым понятие "образовательный процесс". Этот процесс имеет разных субъектов, не только личность ученика.

Второе. Метапредметные - стоящие за предметами, а содержание у предметов - именно предметное. То, что ошибочно называется в стандартах метапредметными результатами к предметам никак не относится, а относится к учёбе вообще, можно сказать, что это "метаучебные" результаты, или, что привычнее и давно обосновано (Лошкарёва, Щукина и др.) - "общеучебные" результаты.

Татьяна Дудорова: .....и результат - отстрел педагогов!!!!

Хуторской Андрей Викторович:
Татьяна Дудорова, как ни странно, вы правы - если стандарт не считает предметные и метапредметные результатами личностными, т.е. принадлежащими личности, то он требует от учителя и учеников ОТЧУЖДЁННЫХ от них результатов. То есть не учитывает личностной сущности, миссии, целей и потребностей учеников. В результате - протест, явный или скрытый.

Наталия Смирнова: Прочитала ваш диалог, коллеги не без удовольствия. Но считаю, что "не стоит овчинка (ФГО) выделки". Отношусь к ФГОСам не как к научному понятию, а формальному (чиновничьему) термину. А тогда лучше, как у них, чиновников. А то бедным учителям и так несладко...

Светлана Белых: Нет-нет, рассуждение все время съезжает с логики! Жаль, что у меня времени нет все разложить по полочкам.

Хуторской Андрей: Викторович Наталия Смирнова, если учителей заставляют работать по стандартам с ошибками, то несладко будет, прежде всего, ученикам. И учителям, конечно, тоже. Я это наблюдаю на всех наших конференциях и семинарах. Учителя не понимают, почему и как они должны работать по таким стандартам. Педагоги не раз уже мне говорят: то, как вы трактуете метапредметный подход, нам ясно, понятно и близко; на как же нам быть, если там от нас требуют совсем другое?

Наталия Смирнова: Андрей Викторович, это Ваши учителя...

Хуторской Андрей Викторович: Все учителя наши.

Фёдор Окольников: "Образовательные результаты во ФГОСах разделены на личностные, предметные и метапредметные. Это ошибка, поскольку и предметные и метапредметные результаты ученика являются его личностными результатами". А обратную связь вы рассматриваете? Через личностное к предметному. Личные предметы гигиены. Личные вещи задержанного. Личные отношения (связи).

Хуторской Андрей Викторович: Если предметные результаты отчуждены от личностных (например, ученик выучивает материал не для себя, а чтобы "сдать"), то да, от действительно личностных результатов можно и нужно приходить к предметным и метапредметным, чтобы они тоже становились личностными.

Хуторской Андрей Викторович: Некоторые ретивые чиновники на местах уже начали требовать от учителей, чтобы в конспектах уроков они ставили личностные, предметные и метапредметные цели. Во-первых, требование конспектов уроков незаконно, такого требования нет в стандартах и других нормативах. Во вторых, с дидактической точки зрения на одном уроке невозможно и не нужно обеспечивать достижение всех целей стандарта. Дидактически обоснованный подход к целеполаганию предполагает сначала постановку целей образования (на данной ступени), затем - конкретизацию этих целей на уровне каждого учебного предмета, предметной темы, и только потом - урока. На уроке может быть поставлена всего одна - доминантная цель. Главное, чтобы вся система уроков обеспечивала все поставленные цели.

Фёдор Окольников: Так ведь это, как и много другой псевдометодической чуши, чиновники не сами выдумали, а выучили наизусть как раз у учёных из РАО, ведущих многочисленные скороспелые курсы для управленцев, прокуроров и директоров школ. В августе 2012 я как раз сидел на таких в РАО на Погодинской ул.: автор (Копотева Г.А.) горячо уверяла нас, что личностные УУД формируются сами собой, и поэтому в таблице конструирования урока, которую она придумала, эту группу специально писать не надо. Типа, это общешкольное, не измеряемое дело. Таблицу без этой группы автор считала своим ноу-хау и всем строго-настрого приказала ссылаться на неё при цитировании. Чем-то подобным занимается МЦКО в Москве.

Хуторской Андрей Викторович: Фёдор Окольников, в РАО, к сожалению, есть не только учёные. Например, почти весь президиум состоит из чиновников (большей частью бывших). И дело не в том, в каком учреждении состоит учёный, а насколько его предложения научно обоснованы.

Полина Афанасьева:
Конспекты уроков в прошлом - сегодня это технологические карты с поэтапным указанием дидактических целей, достижение которых способствует формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций. Только в системе обучения и воспитания можно подойти к единой цели, сформулированной как общеучебный результат по итогам курса, года, нескольких учебных лет... , а не одного урока). К этому результату ведет в том числе и внеурочная деятельность во всем ее многообразии: внеклассная, урочная (формируемая участниками учебного процесса), неурочная и неаудиторная занятость. С Уважением, ...

 

Продолжение обсуждения в Фэйсбуке

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Исправляем ФГОСы. Как исправить ошибки в федеральных государственных образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 03.02.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0203/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016