: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Качество образования – это качество человека

 
 

22.01.2014  г.

Что понимать под образованием?

Ключевой вопрос: о каком образовании идет речь, когда мы говорим о качестве образования?

Нынешним чиновникам очень удобно считать образованием то, за что можно легко отчитаться и на что потратить деньги: статистику сдачи ЕГЭ, количество отремонтированных зданий, число компьютеров в школах, количество поступивших в вузы, среднюю зарплату учителей...

С научно-педагогической точки зрения под образованием понимается не система образования, не условия, в которых происходит образовательный процесс, и даже не стандарты. Сами по себе стандарты, учебники, экзамены, школы, учителя, методисты и министры нужны только для одного – для образования конкретных учеников.

Но в реальности происходит по-другому. Существует целая армия людей, организаций, множество зданий, законов и финансов, которые замкнуты сами на себе. Под образованием эти люди понимают все то, что происходит вокруг ученика. И меряют качество этого происходящего с помощью придуманных ими правил, норм, отчетов, в которых очень мало чего относится к изменениям во внутреннем содержании получающих образование учащихся.

Нынешние стандарты – ФГОСы – имеют существенное преимущество: они провозглашают ориентацию на образование как личностное развитие учащихся. Несмотря на допущенные, с нашей точки зрения, в стандартах системные ошибки (излишний психологизм, дидактические недоработки, отсутствие системы реализации), они задают вектор движения к ученику как к субъекту собственного образования. В этом, безусловно, польза для конкретных учеников, чьи образовательные результаты стандарты предполагают измерять. Это результаты предметные и метапредметные, универсальные учебные действия и др. И хотя подавляющее большинство учителей-предметников ничего не могут понять в данных требованиях, процесс идет в направлении ученика.

Что нужно измерять, кто и как это должен делать?


Если речь идет об образовании человека, то вначале нужно определить, что именно в этом человеке образуется, какие в нем сферы для сопровождения, контроля и оценки? Можно взять самую простую и древнюю модель человека: тело, душа, дух. В ученике-человеке образовывается его тело, связанные с ним физиологические процессы; в нем развивается душа, эмоционально-чувственная сфера; а также дух – как воплощение разума, интеллекта, знаний. Уже на данном этапе видно, насколько перекошена существующая система диагностики и оценки качества образования учеников. Наибольшее внимание традиционно уделяется интеллектуальным, познавательным сферам, гораздо меньше – телесным, еще меньше – душевным, чувственным, нравственным.

Если же мы хотим оценить качество образования, то путь только один: определить приращения в каждом диагностируемом качестве ученика. Образование – это изменение, рост. Если мы делаем только один срез, например, с помощью ЕГЭ, никакого образования мы проверить не сможем, обязательно нужны как минимум два диагностических среза. Качество и количество образования определяется по произошедшему в ученике приращению!
Теперь о том, кто и как должен определять качество образования ученика.

Нынешние ФГОСы – не единственное требование к образованию. У образования несколько «заказчиков»: сам человек, его семья, род, народ (этнос), школа, регион, страна, мир, человечество, Вселенная.

ФГОСы отражают запрос только одного «заказчика» – государства. Поэтому основной компетенцией учителя, работающего в условиях нынешних стандартов, мы считаем его умение сопрягать требования ФГОСов с ожиданиями и потребностями других «заказчиков», в том числе и самого учителя. Только в этом случае диагностика образования получит необходимую полноту.

С позиций человекосообразности


Я принадлежу к научной школе человекосообразного образования, мы придерживаемся в педагогике и практике обучения принципа человекосообразности. Он звучит так: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

С позиций человекосообразности характеристиками качества образования конкретного ученика выступают, например, такие показатели: степень выявления его способностей, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету; развитие образовательных компетентностей; реализация его индивидуальной образовательной траектории; соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика; состав и содержание портфолио ученика и т.п.

Это совсем другое образование и другое понимание его качества, нежели принято традиционно. Образование здесь понимается буквально: как образовывание ученика – человека. А под качеством образования имеется в виду содержание внутренних изменений ученика и их внешнее воплощение в его конкретных образовательных продуктах.

Образование должно быть продуктивным, то есть ученик образовывается тогда, когда создает образовательные продукты: сочинение, схему, модель, свою таблицу умножения и т.п. Каждому внешнему продукту соответствуют внутренние приращения в ученике. Это ключ к диагностике качества и количества образовательных приращений. По «плодам» ученика можно узнать его изменения.

Сегодняшнее массовое образование, к сожалению, не ориентировано на человека. Мы считаем, что каждый из нас способен на большее, чем ему предоставляет существующая система образования. Потенциал человека безграничен. Наша задача – воплотить принцип человекосообразности на практике и помочь людям стать успешными в учебе, в профессии, в жизни. Для этого прежде всего нужно принять, что в основе образования – понятие и сущность человека.

Андрей Хуторской,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


Статья подготовлена по заказу электроной газеты "Вести образования"


--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Качество образования – это качество человека [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.01.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0122/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016