: ХРОНИКА БЫТИЯ

О социализации, самореализации и компетенциях

 
 

18.08.2013 г.

Дискуссия на Фэйсбуке

  • О социализации, самореализации и компетенциях. Хуторской Андрей Викторович MOV01782 - Яндекс.Видео http://t.co/OmBXVFugMf
    • Ренальд Лачашвили В моем понимании, социализация есть процесс интериоризации (присвоения) индивидом норм, правил и ценностей культуры, в которой живет или в которую включается индивид. Первичная социализация происходит в семье и большей частью заключается в присвоении запретов культуры (это с сожалением констатировал Фрейд). Ребенок усваивает ограничения на свои действия и начинает чувствовать себя свободным в пространстве, определенным этими ограничениями. Кроме этого, конечно, усваиваются конструктивные нормы и правила, т.е. - как надо делать и поступать. Понемногу присваиваются и стоящие за этим ценности. Потом - социализации в детских общностях, где каждый новичок что-то присваивает из принятых норм, а что-то вносит своё. А личностные отличия заключаются в габитусе (П. Бурдьё), который является уникальным отпечатком всех тех социализаций, которые пережил индивид.
    • Валерий Рево Социализация предполагает проявление и созревание главного социального качества человека - сознания. Начальный импульс созреванию сознания человек получает только в условиях социальной среды в первые 3-4 года своей жизни. Дальнейший процесс постижения форм и норм отношений в этой среде идет неравномерно. Он может замедлиться, может прекратиться в любом возрасте, но может продолжаться всю жизнь. Людей миллиарды, но личности среди них - единицы. Конфуций, Платон (Аристокл), И. Гутенберг, Рембрандт Х. ван Рейн, Л.Н. Толстой, А. Швейцер, Мать Тереза Калькуттская. Полагаю, что любой такой список всегда будет весьма субъективным.
    • Хуторской Андрей Викторович Ренальд Лачашвили, вы трактуете социализацию в духе Выготского, как воздействие на человека, и это наиболее распространённое понимание. Я же говорю о равноправном взаимоотношении человека и существующего окружения, чего сегодня практически даже не декларируется. К тому же есть очень важный упускаемый момент - это изначальная генетическая тождественность человека и человеческого социума (микро и макрокосма). Т.е в них заложены общие нормы и правила и речь идёт не о том, чтобы человек присвоил нормы и запреты социума, а чтобы при взаимодействии с ним реализовал свой потенциал. С третьим я согласен, каждый человек вносит в социум своё. Таким образом, социализация с моей точки зрения, это не "отпечаток" среды, а результат проявления в человеке его личностных потенций, сопрягаемых с окружением.
    • Хуторской Андрей Викторович Валерий Рево, вы понимаете личность как характеристику высших достижений человека. Есть и другие понимания, когда личностью считается любой человек, взаимодействующий с социумом.
    • Валерий Рево Во-первых, личность это не "характеристика". Во-вторых, кем, почему и как личность "считается"? В - третьих, личность по определению всегда взаимодействует с социальной средой, тектологически враждебной к ней (А.А. Богданов это показал еще 100 лет т.н.). Можно продолжить ....
    • Валерий Рево Подробнее о системных особенностях личности, социума см. в работах из revomd.com
    • Хуторской Андрей Викторович Валерий Рево, вы написали: "Людей миллиарды, но личности среди них - единицы. Конфуций, Платон ...". Так вот, я считаю, что не только они - личности. Это очень важный водораздел педагогических позиций. Наших с вами. (Насколько я понял, вы занимаетесь медициной. Педагогика - это, вообще-то, несколько иная область. Почему-то многие думают, что могут иметь и отстаивать педагогические суждения даже не занимаясь педагогикой).
    • Валерий Рево Вы очень проницательны, Андрей Викторович. Я действительно к медицине имею отношение. 25 лет чисто восстановительная хирургия и онкология, кандидатская и докторская диссертации оттуда. Новые хирургические методики и пр. 9 лет фундаментальные исследован...Еще
    • Валерий Рево Андрей Викторович, здесь мой ответ на Ваш пассаж: ("Я же говорю о равноправном взаимоотношении человека и существующего окружения, чего сегодня практически даже не декларируется. К тому же есть очень важный упускаемый момент - это изначальная генетическая тождественность человека и человеческого социума (микро и макрокосма). Т.е в них заложены общие нормы и правила и речь идёт не о том, чтобы человек присвоил нормы и запреты социума, а чтобы при взаимодействии с ним реализовал свой потенциал".). 1. Какое "равноправие" в условиях тектологического системного различия? 2. Что означает сам термин "равноправие" хотя бы в данном контексте? Что это за "генетическая тождественность" (генетический аналог?, - гомолог?). "Нормы и запреты социума". Во-первых, запреты это уже часть норм. Во-вторых, как это вне норм социума "реализовать свой потенциал"? Это же криминальная практика.
    • Хуторской Андрей Викторович Валерий Рево, кроме различий, в наших позициях есть общность. Ещё в студенческую бытность ходила поговорка "Пед и мед - хуже нет". В том смысле, что педагоги и врачи - неблагодарная с точки зрения дивидендов работа. Сегодня ситуация, похоже, меняется. Не все, но многие начинают понимать значимость образования и здоровья - и тех, кто их обеспечивает. Но не по внешнему социальному заказу, а из профессиональных установок и квалификации. Ваши "выходы" в педагогику вполне возможны и могут быть вполне состоятельны. Часто "неспециалисты" видят больше и по-другому. Есть и полиспециалисты (Леонардо-да-Винчи, например). 1. Равноправие я понимаю как тождественность микро- и макрокосма, человека и мира (греческий и русский космизм). 2. Генетическая тождественность - это заложенная предназначенность как человека, так и мира (Вселенной). 3. Реализовать свой потенциал человек может и вне социума (например, монахи-отшельники).
    • Ренальд Лачашвили Андрей Викторович, во многом мое понимание сходно с тем, о чем Вы пишете, однако лаконичность жанра реплики в ФБ не позволяет развернуть его достаточно полно. Отпечаток - моя метафора, у Бурдьё габитус определен (примерно) как предрасположенность воспринимать и обрабатывать информацию, а также принимать решения определенным образом (цитирую не очень точно), выработанная на основе предыдущего опыта. Отмечу, что я понимаю социализацию как процесс множественный: всякий раз, когда группа людей занимается совместной деятельностью, возникает культура этой общности (язык, правила и нормы, ритуалы, разделяемые ценности и пр.), и участники проходят процесс социализации. Все это совершается тем быстрее и оставляет тем более устойчивые "отпечатки", чем большие трудности встречает группа в своей деятельности. Кстати, мое понимание формировалось под влиянием работ Эдгара Шейна по организационной культуре. Но оно, действительно, в некотором смысле перекликается с культурно-историческим подходом Л.С. Выготского.
    • Хуторской Андрей Викторович Ренальд Лачашвили , то, что вы называете "отпечатками" как результат воздействующей социализации, я называю самовыраженностью человека, действующего в этом социуме. Это различие в стиле Э.Фрома "иметь" или "быть".
    • Ренальд Лачашвили Самовыраженность, Андрей Викторович, для меня понятие не очень знакомое, поэтому я воздержусь от комментариев, но если мы называем нечто по-разному, то значит, и различия - только в дискурсе, но не в содержании понятий.
    • Хуторской Андрей Викторович "Самовыраженность человека" для меня тоже загадка. Но я пытаюсь её разгадать. В том числе с помощью обсуждения в данной ветке. Отличие самовыраженности от "отпечатка", на мой взгляд, в направлении импульса. Самовыраженность - это движение изнутри, отпечаток - воздействие снаружи.
    • Ренальд Лачашвили А мне кажется, Андрей Викторович, что это - промежуточные результаты, этакие мгновенные фотографии (опять потянуло на отпечатки, просто хочется отразить статичность наших моделей, не отражающую динамику процесса социализации, который не кончается до тех пор, пока человек занимается какой-либо совместной деятельностью - реальной или помысленной) процесса, который идет одновременно в обе стороны: человек включается в жизнь общности, испытывая и (частично) принимая ее влияние, и в то же время, оказывая свое влияние на эту общность. Это хорошо видно в начальной школе, где иногда один человек 8 лет от роду может существенно изменить культуру учебной группы, в которую он включается...
    • Хуторской Андрей Викторович Да, отпечаток человека в социуме, это и есть его самовыраженность. Но это уже не интериоризация, а экстериоризация ("Пусть лучше мир прогнётся под нас" (с) Машина времени).
    • Ренальд Лачашвили Конечно. Но в той же песне есть куплет: Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык;
      Был каждый день последним из дней.
      Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -
      Мир оказался прочней.
      Так что результат непредсказуем, и в этом - вся прелесть...
    • Хуторской Андрей Викторович Люди, которые изменили мир (социум) - это те, кто не вписываются в теорию интериоризации Выготского. Считаю, что КАЖДЫЙ человек меняет мир. Так же, как и мир меняет каждого. Опять-таки, не может быть только интериоризация, есть и экстериоризация. Весь вопрос в их сочетании. Это, по-сути, один из главных вопросов педагогики.

 --

Для ссылок:

Хуторской А.В. О социализации, самореализации и компетенциях. Дискуссия на Фэйсбуке [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 18.08.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0818/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016