: ХРОНИКА БЫТИЯ

О скрытой одарённости

 
 

11.02.2013 г.

Заметки написаны по мотивам вчерашнего обсуждения в Фэйсбуке.



 

Очень важная по постановке проблемы статья (авторы С.Л. Белых и М.Ф. Бокинова), в которой отражены результаты исследования скрытой и явной одарённости учеников.

На этот счёт у меня есть несколько принципиальных тезисов:

1) у любого ребёнка есть одарённости;
2) любая одарённость изначально скрытая, т.е. потенциальная;
3) все одарённости изначально скрыты как от самого ребёнка, так и от его окружения;
4) причин скрытости одарённости как минимум две: а) ребёнок не проявляет своих "даров", б) взрослый не видит или не умеет увидеть этих "даров";
5) задача выявления и раскрытия одарённостей детей должна решаться одновременно по двум данным направлениям: ученика нужно учить проявлять свои "дары", учителя нужно учить видеть их.

Елена Полякова, Юлия Скрипкина, Надежда Серегина и 6 другим это нравится.

Елена Викторовна Боровская: ... Особенно "принципиальные тезисы"....

Катерина Кудрявцева: И секрет-то прост: если ребенку уделяется много внимания, родителями и учителями, то он не может не "раскрыться"! . Проблема в массовости школы и занятости учителей. Сколько примеров в моей практике, когда ребенок , с которым занимаются индивидуально , проявляет такие таланты, что даже любящие и заботливые родители в нем не подозревали!

Хуторской Андрей Викторович: Не считаю, что "секрет прост". Количеством внимания одарённостей не раскрыть. Поскольку неизвестно даже то, куда это внимание направлять. Например, надо ли давать ученику возможности проявить свои способности к интуиции, телекинезу, ясновидению?

Хуторской Андрей Викторович: Индивидуализация - тоже сама по себе не решает задачи выявления скрытой одарённости. Если репетитор индивидуально готовит к ЕГЭ, то он никаких других талант

Надо сказать, что один из авторов статьи - Светлана Белых - написала:

Принципиально не согласна с п.п.1-3, спорен п. 4а, с остальным абсолютно согласна - ради этого статью и писала. Готова аргументировать, так как занималась этой проблемой.
Но посмотрите, плиз, выводы - я там очень четко и конкретно формулирую причины.
И, кстати, на первой или второй странице я составила тоже довольно четкий, как мне кажется, список причин того, почему одаренность остается незамеченной.

Теперь о составе скрытых одарённостей.

Обычно и учителя, и родители, и исследователи как бы понимают, какую именно одарённость они имеют в виду. И, как правило, толкуют одарённость по таким сферам, как интеллект, художественные, технические и другие способности.

У меня вопрос: почему, например, практически не идёт речь о нравственной одарённости? Даже ведь попыток её обозначить не встретишь, не то, что методик и техник выявления, диагностики и развития.

То же самое можно сказать о духовной одарённости, интуиции, об экстраординарных "дарах" человека, таких как ясновидение, яснослышание, телекинез, левитация, телепортация и т.п. В любом случае недостаточно использовать традиционные предметные разделения одарённостей на гуманитариев и негуманитариев. Необходимо определить состав одарённостей исходя из состава самого человека и видов его жизнедеятельности.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
О скрытой одарённости. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.02.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0211/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016