: ХРОНИКА БЫТИЯ

О миссии и современных телекоммуникациях в РАО

 
 

09.02.2013 г.

Моё письмо в адрес Президиума РАО

 

Уважаемый Президиум РАО! Уважаемые коллеги!

Благодарю за информацию о публицистических спорах вокруг примерных программ по литературе. Добавлю, что сегодня на Съезде родителей России В.В.Путин призвал прислушаться к критикам школьной программы по литературе.

Считаю, что публичная деятельность РАО не должна ограничиваться эпизодическими ответами на критические публикации. Президиуму необходимо систематически информировать членов академии не только о публицистике, но о главном – выполнении основной миссии Российской академии образования – научно-педагогическом обеспечении развития образования в России. Здесь много горячих тем и проблем: школьные стандарты, новый закон об образовании, ЕГЭ, переход на электронные носители и многое другое. Почему бы не уделять внимание в рассылках Президиума именно этим темам? Необходимо организовать обратную связь с адресатами рассылок – членами РАО, для этого нужно сделать на сайте РАО форум, где обсуждались бы актуальные проблемы и вопросы деятельности РАО. Я предлагал такую форму деятельности, но современные телекоммуникации в РАО пока не реализуются.

Что касается текущего момента, например, важно узнать позицию Президиума РАО по поводу ареста руководителя ВАКа, обвиняемого в мошенничестве, в его связях с массовым плагиатом диссертаций. Думаю, что многим членам РАО было бы важно получить объяснения о данной ситуации от вице-президента РАО Д.И.Фельдштейна, который является председателем Экспертного совета ВАКа по педагогике и психологии. Что теперь будут думать о директивах ВАКа учёные страны, если возникла такая ситуация? Как выбираться из этого тупика? Это принципиальные вопросы, которые определяют будущее педагогической науки в нашей стране.

Нынешнее время не похоже на то, которое было 10 или 20 лет назад. Следует признать, что имидж РАО в обществе сегодня невысок. Некоторые члены РАО уже не указывают, что они состоят в нашей Академии. Педагогическая и не только педагогическая общественность будет считаться с мнением РАО и его членов только тогда, когда Академия будет соответствовать современным потребностям и ожиданиям людей, будет предлагать и продвигать конкретные научно-обоснованные решения, когда будет влиять на политику и практику образования с позиций человека. Ответами на критические публикации этого не достичь. Нужны конструктивные предложения, активная научная позиция РАО и грамотная системная деятельность по её реализации.

Считаю, что у нашей Академии есть и должно быть будущее. Но для этого нужно предпринимать обоснованные стратегические и тактические действия.

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека

---

На своё письмо я получил 9 откликов от членов РАО. 8 из них выразили поддержку моему предложению. Одно письмо – от акад. РАО Роберт И.В., отрицательное.

--

Роберт И.В., главный ученый секретарь Президиума РАО (15/02/2013):


Г-н Хуторской!
Во-первых, мой ответ на ваше послание, неадекватное разосланным нами информационным материалам ни по содержанию, ни по накалу ваших негативных эмоций, никакого отношения не имеет к моим должностным обязанностям.
Во-вторых, отвечаю на ваше послание вопреки мнению коллег, которые не рекомендовали мне вступать в переписку с человеком, репутация которого связана с предложениями, выставленными в Интернете, о платных услугах по написанию отзывов на диссертационные исследования (с указанием цен в различных валютах).
В-третьих, информационные материалы, разосланные нами (по России и странам СНГ) являются опровержением статьи Троицкого, а никак не «публицистическими спорами» и не «критической публикацией» (здесь и далее в моем тексте в кавычки взяты ваши словосочетания). В этой связи рекомендую ознакомиться с материалами баннера на титуле портала РАО (raop.ru), которые множатся день ото дня и только в позитиве о РАО.
Теперь по существу.
1. Вы пишете о «публичной деятельности РАО», либо забывая, либо не зная о том, что вся деятельность нашей Академии осуществляется по Программе фундаментальных научных исследований Государственных академий наук, утвержденной Правительством РФ. Эта деятельность «направлена на выполнение основной миссии Российской академии образования – на научно-педагогическое обеспечение развития образования в России». В этом легко убедиться каждому, кто имеет на то желание, – стоит лишь обратиться к порталу РАО, на котором Вы найдете не только ту информацию, об отсутствии которой Вы пишете, но и в гораздо более широком диапазоне, который, надеюсь, Вас просветит относительно научно-педагогической деятельности РАО (например, в опции "РАО – Регионам").
Там, на портале РАО, Вы также найдете все то, что «информирует членов академии» (о Программе фундаментальных научных исследований РАО, об опытно-экспериментальной работе Институтов РАО, о научно-методической и научно-координационной деятельности РАО в регионах России, обо всех новостях научно-педагогической деятельности РАО во благо отечественного образования). Надеюсь, Вы владеете возможностью выйти на портал РАО для того, чтобы все это увидеть и ответить себе на поставленные вами вопросы (в письме ко мне). Но, если «современные телекоммуникации» вами пока не реализуются, мы можем помочь Вам в этом как член-корреспонденту РАО.
2. По поводу вашего интереса к горячим фактам (Вы пишете; «важно узнать позицию Президиума РАО по поводу ареста руководителя ВАКа …») могу лишь сказать о том, что это дело соответствующих органов и, если вам это необходимо, то обращайтесь за информацией к кому угодно, но только не в Президиум РАО. Вместе с тем, всем известно (но почему-то не Вам!), что «арест руководителя ВАКа» никак не связан с его деятельностью в ВАКе, а связан с его коммерческой деятельностью (рекомендую убедиться в этом, заглянув в Интернет, а не ждать от кого-то «объяснения о данной ситуации»).
Кроме того, рекомендую ознакомиться с опубликованным докладом вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна о качестве диссертационных исследований, который был сделан на Всероссийской конференции (Погодинская, 8; актовый зал, 8-эт.).
3. Понимая, что для вашей коммерческой деятельности форум необходим для выявления потребностей ваших клиентов, порекомендую Вам просмотреть сайты и порталы Государственных академий наук на предмет наличия там форумов.
А «обсуждение актуальных проблем и вопросов деятельности РАО» с использованием «современных телекоммуникаций», которые Вам, судя по вашей не информированности о портале РАО, пока недоступны, можно извлечь из раздела «новости». Там вы получите информацию о многочисленных симпозиумах, конференциях, круглых столах и прочих научно-практических мероприятиях, которые в огромном количестве проводятся в РАО (повторюсь: информация о них размещена на портале РАО!).
4. Единственно, с чем могу согласиться с Вами, так это с тем, что «Нынешнее время не похоже на то, которое было 10 или 20 лет назад». В этой связи позвольте порекомендовать Вам следующее:
- используйте «современными телекоммуникациями», дабы быть в курсе того огромного потенциала РАО, который служит выполнению основной миссии Российской академии образования – создание научно-педагогического обеспечения развития образования в России и оказание научно-методической поддержки в его реализации;
- не следует понижать «имидж РАО», преследуя узко коммерческие цели и стремясь «соответствовать современным потребностям и ожиданиям» своих клиентов (например, выставляя в Интернете информацию о платных услугах по написанию отзывов на диссертационные исследования);
- пользуйтесь порталом РАО, чтобы почерпнуть информацию о «конструктивных предложениях» (например, из опции: Научные исследования) «с активной научной позицией РАО» (например, из опции: РАО – Регионам) «и грамотной системной деятельностью по её реализации» (например, из опции: Нормативно-правовоя база деятельности РАО);
- убедите тех членов РАО, которые «уже не указывают, что они состоят в нашей Академии» (я лично таких не знаю), чтобы они отказались от ежемесячного финансирования за звание члена РАО и не пользовались бы этим званием в своих коммерческих целях (например, директорствуя в частном учреждении).

PS: Прошу не беспокоить меня ответом на это письмо.

И.В. Роберт, академик РАО

================================================================

Хуторской А.В., чл.-корр. РАО (17/02/2013):

Уважаемая Ирэна Веньяминовна!

Благодарю Вас за ответ на моё письмо и Ваше внимание к обозначенным мною проблемам и задачам РАО.
Вы - известный специалист в области информатизации образования, внесли свой вклад в этом направлении. В то же время, сегодня уже недостаточно тех подходов и средств, которые были 10-20 лет назад, и Вы это признаёте. Но, к сожалению, Вы не признаёте необходимости изменений устаревших и неэффективных форм дистанционной деятельности Президиума РАО. Приведу пояснения.

1. Моё основное предложение – создать и использовать в РАО систему телекоммуникаций её членов, сотрудников институтов РАО и других заинтересованных специалистов. Сегодня такой системы нет. Эпизодические – раз в год рассылки Президиума РАО с «опровержениями» статей журналистов и других инакомыслящих – не имеют ничего общего с современными профессиональными телекоммуникациями ни по форме, ни по содержанию.

Во-первых, на мой взгляд, информирование Президиумом членов РАО должно относиться, прежде всего, к главным задачам академии – научному обеспечению развития образования в России, а не коллективным «опровержениям».

Во-вторых, должна быть обеспечена обратная связь, организовано обсуждение. Редкие уведомительные рассылки и статичный сайт РАО (сейчас это именно сайт, а не портал, как вы его называете) сделать этого не позволяют. Нужен именно портал РАО, который отличается от сайта интерактивными сервисами: форумом, блогами, обсуждениями, голосованиями и т.п.

В-третьих, Президиуму, да и всей академии необходимо соответствовать принятой в сетевом сообществе этике. Например, рассылки Президиума сейчас происходят через e-mail частного лица, расположенного на чужом бесплатном хостинге - vadimilrao@yandex.ru. Никакая уважающая себя организация такого делать не будет. У Президиума, официальных структур и членов РАО должны быть рабочие адреса с собственным доменом. Это норма сегодняшнего времени.

2. На сайте РАО, в том числе и в разделе «РАО – Регионам» размещена, в основном, справочная и отчётная информация, причём, не всегда высокого качества. Информация на сайте нужна. Но гораздо эффективнее организовать живую дистанционную работу учёных, педагогов-экспериментаторов. Чтобы каждый на сайте мог задать вопрос, получить ответ, высказать свои предложения. Статичный сайт этого не позволяет, что уменьшает его интерес для пользователей.

3. О содержании последнего выпуска рассылки Президиума РАО. Вы пишете: «Рекомендую ознакомиться с материалами баннера на титуле портала РАО (raop.ru), которые множатся день ото дня и только в позитиве о РАО». Во-первых, на титуле сайта размещён не баннер, а красная текстовая ссылка «Литература: старшие классы», причём в самом верху над названием самой академии; это создаёт впечатление, что вся академия только этим и занимается – литературой в старших классах. Во-вторых, ознакомиться со многими указанными по этой ссылке материалами (на чужих сайтах!) невозможно: нет рабочих ссылок на них, а некоторые ссылки ведут на зараженные вирусами сайты (http://novznania.ru). В третьих, у членов РАО нет возможности оставить своё мнение по проблеме. Всё это не прибавляет позитива.

И ещё – моё личное мнение о рассылке Президиумом РАО коллективных «опровержений», которые я получаю не первый раз. Считаю, что такие письма только уменьшают авторитет РАО и членов его Президиума. Получается, что на одной стороне - автор критикуемой статьи, а на другой – 15 академиков. То есть формальный вес каждого члена Президиума РАО составляет 1/15 веса критикуемого ими автора.

Современные телекоммуникации строятся на другом принципе – персонализации, когда каждый выступает от своего личного имени, а это и есть основная ценность любого профессионала, в том числе и учёного.

4. На своё письмо я получил 9 откликов. Не буду приводить здесь их содержание и авторов, но все они (кроме Вас) выразили поддержку моему предложению. Поскольку один из авторов попросил меня включить его письмо в рассылку, приведу его содержание. Это член-корр. РАО С.Г.Григорьев:

Уважаемые коллеги!
Полностью согласен с приведённой оценкой А.В.Хуторского. Проблема была и, к сожалению, актуальна. Обратите внимание, рассылка (Президиума) производится с адреса vadimilrao@yandex.ru - это же личная почта.
Еще в начале 2009 года я обращался к Н.Д.Никандрову с предложением реализовать информационную среду РАО на основе технологии социальных сетей. Суть этих предложений в двух прилагаемых файлах. Я получил ответ, смысл которого в том, что в Институте информатизации образования РАО и лично И.В.Роберт еще 15 лет назад (в 1994 году) все это уже реализовали.
(Что поделать, если социальные сети были предложены каким-то Т.О'Рейли, в какой-то там Америке лишь в 2005 году, а Россия в лице ИИО РАО, как известно, родина слонов).
Прошло 4 года. Проблема, как стало очевидно, еще более обострилась.
Коллеги, давайте все-таки вернемся к практической реализации среды для общения между членами академии. Нам это жизненно необходимо. Готов предложить ресурсы Института математики и информатики МГПУ, который имею честь возглавлять, для решения данной проблемы.
С искренним уважением, Григорьев Сергей Георгиевич, член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор, директор Института математики и информатики МГПУ.

P.S. Андрей Викторович!
Извините, что посылаю лично Вам. Не могу разослать по адресам РАО. Если возможно сделайте рассылку коллегам. Буду Вам признателен.
С.Григорьев


5. В вашем письме, Ирэна Веньяминовна, прозвучали упрёки ко мне лично и возглавляемому мной Институту образования человека. Вынужден ответить.

Во-первых, наш Институт не ведёт коммерческую деятельность, про которую Вы пишете. Институт образования человека является некоммерческим негосударственным научно-образовательным учреждением. Это официальное учреждение, имеющее государственную регистрацию, которое учреждено другим юридическим лицом. Источником финансирования деятельности Института является, в основном, оплата за предоставляемые им научно-методические услуги. Среди таких услуг, действительно, есть подготовка, обсуждение, утверждение отзывов на диссертационные исследования. Ничего противозаконного в такой деятельности нет. Любая работа имеет свою стоимость, и никто не вправе приказывать делать её бесплатно, рабства у нас нет. По Конституции РФ принудительный труд запрещен (ст. 37, п.2) и каждый имеет право на вознаграждение за труд (ст. 37, п.3). Я и мои коллеги делаем свою работу профессионально и качественно. Подготовленные отзывы обсуждаются и утверждаются на дистанционных заседаниях Учёного совета нашего Института. Замечу, что оплаченные услуги выполняются с большей требовательностью и ответственностью.

Гораздо хуже, когда с оппонентами или рецензентами диссертаций расплачиваются «чёрным налом», в конвертах, или первобытным бартером типа «ты отзыв моему аспиранту, я потом твоему». Почему так хуже? Потому, что, во-первых это нарушение налогового законодательства, с неучтённых средств государству не отчисляются налоги; во-вторых, соискателей заставляют унижаться, нарушать нравственные нормы, искать способы «благодарности». Всё это является почвой для коррупции.

Наш Институт со всех доходов официально перечисляет государству налоги, которые идут в бюджет страны. А из бюджета, кстати, Вам, Ирэна Веньяминовна, платят зарплату. Получается, что наш Институт, не получающий ни копейки бюджетных средств, ещё и платит Вам как сотруднику бюджетного учреждения.

Второе, о репутации. Существуют объективные способы её определения. Для учёных это, прежде всего, индекс научного цитирования. Раз Вы подняли этот вопрос, давайте сравним нашу с Вами репутацию с помощью известной системы, которая называется «Российский индекс научного цитирования»:

ХУТОРСКОЙ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Суммарное число цитирований автора 2235
Число публикаций, процитировавших работы автора 1936
Индекс Хирша 9
Число самоцитирований 36 (1,6%)
Число цитирований соавторами 47 (2,1%)


РОБЕРТ ИРЕНА ВЕНЬЯМИНОВНА
Суммарное число цитирований автора 648
Число публикаций, процитировавших работы автора 488
Индекс Хирша 8
Число самоцитирований 26 (4,0%)
Число цитирований соавторами 95 (14,7%)


Таким образом, мои работы процитированы 2235 раз, тогда как на Ваши ссылаются 648 раз. То есть моя научная репутация в 3,5 раза выше Вашей.

6. И последнее. Вы предложили «не беспокоить» Вас ответом на Ваше письмо. В этом как раз и проявляется причина Вашего нежелания организовывать продуктивные телекоммуникации в РАО: Вы не хотите, чтобы Вас беспокоили.

Получается, что Вы можете выражать своё мнение, а остальные должны Вам молча внимать? Я и мои коллеги такие же полноправные члены РАО, как и Вы. И имеем полное право высказывать своё мнение по любым насущным вопросам деятельности организации, в которой состоим.

Но моё предложение касается не только свободного выражения мнений членами академии. В условиях территориальной разобщенности сотрудники учреждений РАО должны иметь возможность распределённой работы в дистантном режиме. Для этого в РАО и необходима система телекоммуникаций.

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека

--

Послесловие

Существующий сегодня статичный сайт РАО не позволяет задать вопросы, получить ответы, обсудить проблемы, внести предложения. Нужна среда для общения между членами академии, сотрудниками институтов, экспериментальных площадок РАО, заинтересованными представителями педагогической общественности. Особенно это важно по причине их территориальной разобщённости.

Поскольку в РАО пока нет портала с интерактивными сервисами и собственной социальной сетью, можно использовать сеть Фейсбук. Эта соцсеть далека от идеала, но её телекоммуникационные возможности и аудитория лучше других соцсетей подходят для конструктивной деятельности в области науки и образования.

Неофициальная страница Российской академии образования


Открытая группа «РАО: перспектива»


Приглашаю членов РАО, сотрудников институтов, педагогов-экспериментаторов принять участие в обсуждении насущных проблем, поиске конструктивных решений. В созданной группе можно задавать вопросы коллегам, отвечать на них, размещать тексты, фото и видео, знакомиться с другими материалами, которые относятся к деятельности Российской академии образования. Для доступа к материалам потребуется регистрация на Фэйсбуке.

Подчеркну, что неофициальная страница и группа РАО созданы с целью поддержки деятельности академии, помощи в реализации её основной миссии: научно-педагогическом обеспечении развития образования в России. Такая цель не отменяет конструктивной критики, тем более, что оснований для этого предостаточно. Но главное – это поиск перспектив и выстраивание современной системы научного обеспечения образования в стране с позиций потребностей человека.

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
О миссии и современных телекоммуникациях в РАО. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 09.02.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0209/index.htm

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016