: ХРОНИКА БЫТИЯ

Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование?

 
 

24.05.2012 г.

Интервью Экспертному сообществу "Один Ответ"

Хуторской А.В.
д.п.н., член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


Ответы на вопросы Экспертного сообщества "Один Ответ" - www.odinotvet.ru (редактор Роман Сологуб),

1. Можно ли в России получить качественное образование дистанционно? От каких условий это зависит?

Получить образование в принципе невозможно, это не авоська с книжками. Образование может лишь происходить. То, что образовывается, находится внутри учащегося - его знания, опыт, способности, компетентности. Такие вещи невозможно передать, ни очно, ни дистанционно. Чтобы образование человека происходило, необходима его мотивация, цели, а также образовательная среда и организация деятельности в ней.

Поэтому, под дистанционным образованием (ДО) следует понимать, во-первых, комплекс условий для достижения учащимися образовательных целей с помощью интернет-ресурсов и технологий, во-вторых, саму деятельность учащихся с помощью интернет-ресурсов и технологий.

Если вести речь о высшем образовании, то комплексы условий для ДО сегодня пытаются выстраивать многие российские вузы. Цель - сугубо экономическая - увеличить количество платно обучающихся студентов. Сначала это была обычная "заочка", когда студентам высылались учебные материалы - кейсы. Сегодня такие кейсы уже анахронизм, поскольку интернет-технологии позволяют оцифровать и представить в деятельностном формате любые учебные материалы, а пользоваться материальными носителями можно любыми.

В школьном образовании, в котором традиционно сильны "бесплатные" ожидания - общество привыкло, что школа должна "дать" им образование, а школьники ещё подумают, взять его или не взять. При отсутствии экономических стимулов, каковые имеются для вузов, дистанционные формы обучения в школах остаются неразвитыми. Ситуация может измениться в связи с нынешней тенденцией формализации обучения в школах, ориентацией не на сущностное образование, а на сдачу ЕГЭ. Видя ухудшающуюся эффективность общего среднего образования, многие родители уже стали забирать своих детей из школ, переводя их на семейное образование. Но, поскольку родители не профессионалы в педагогике, они вынуждены будут обращаться за помощью к специалистам. Вот в этом случае возможно развитие дистанционных форм школьного обучения на базе центров дистанционного образования, каковым, является, например, Центр дистанционного образования "Эйдос".

Основной же прижившейся в России формой дистанционного образования является дополнительное. Для школьников - это участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, для взрослых - повышение квалификации на дистанционных курсах, вебинарах и т.п.

Качество организуемого дистантно образования зависит от ряда факторов:
- наличие у учащегося компетенций, соответствующих данной форме занятий - способность целеполагания, целедостижения, самоорганизации, рефлексии;
- наличие у образовательного учреждения эффективной системы обучения, в которой личностно-ориентированные образовательные технологии интегрированы с телекоммуникационными;
- опыт образовательного учреждения именно в организации дистанционного обучения;
- наличие специально подготовленных дистантных педагогов.

Замечу, что одним из основных недостатков многих вузов, пытающихся внедрить ДО, является пренебрежение педагогической составляющей. Никакая компьютерная программа не заменит искусства педагога, который обучает с её помощью. В ДО необходим более тщательный учёт человеческого фактора, работа с мотивами студентов, иначе они не смогут длительно продолжать обучение и оно превратится для них в формальность.

Наш Институт образования человека разрабатывает и реализует именно человекосообразные методики и технологии обучения, которые ориентированы на сущностное образование и развитие человека, а не только на получение им "корочек".


2. Какие преимущества и недостатки имеет дистанционная форма обучения?

Преимущества дистанционной формы обучения:

- возможность обучения откуда угодно, независимость от места нахождения учащихся, педагогов, образовательных учреждений;
- более широкий выбор возможностей, чем предоставляют местные образовательные учреждения и педагоги;
- асинхронность занятий, не обязательно спешить "на первую пару", можно заниматься в удобное время (кроме периодических он-лайн занятий, например, в режиме чата или скайпа);
- экономия денег учащихся на поездки, экономия денег учреждения на аренду помещений;
- экономия времени учащихся, не обязательно "отсиживать" всё занятие, если оно не актуально;
- более широкие, чем в очном обучении возможности для индивидуальной образовательной траектории;
- расширение круга единомышленников из других городов, эффекты социальных сетей;
- кайф учащихся от новых непрерывно появляющихся интернет-сервисов и гаджетов.

Недостатки дистанционной формы обучения:

системные:
- отсутствие законодательной базы для полноценного дистанционного обучения;
- многочисленные препятствия, которые создают чиновники, пользующиеся устаревшими нормами и регламентами;
- технофобия, компьютерофобия, интернетофобия значительной части руководителей и педагогов системы образования;
- монополия государственных учреждений на образование, конкурентное преимущество государственных учреждений перед негосударственными, которые, являются первопроходцами в сфере ДО;

учебные:
- доминирование "бесконтактного" общения во время обучения;
- необходимость технического и технологического обеспечения, навыков работы с техникой (не все люди одинаково радостно относятся к компьютерам и интернету);
- необходимость самоорганизации ученика, ДО не для ленивых;

3. Можно ли получить высшее образование он-лайн? В каких случаях такая формам обучения самая эффективная?


Про "дать", "получить" образование я уже ответил, что это невозможно, хотя такое понимание довольно распространено.

Высшее образование он-лайн предлагают очень многие зарубежные вузы, а также некоторые российские. Такая форма обучения самая эффективная, когда обучение совмещается с работой, когда человек не может учиться очно (инклюзивное образование, образование лиц, отбывающих наказания и т.п.), когда ученик нуждается в усиленном персональном внимании (одарённые дети, инвалиды и др.).

4. Какие программы дистанционного образования самые актуальные и востребованные у ваших клиентов?


Для клиентов Центра дистанционного образования "Эйдос" наиболее актуальны и востребованы:
- дистанционные эвристические олимпиады, в течение года их проводится около 100 по самым разным предметам. Есть командные и индивидуальные олимпиады, олимпиады для начальной школы, семейные и многие другие;
- дистанционные конкурсы для педагогов "Современный урок", "Дистанционный учитель года", "Школьный сайт" и т.п.;
- дистанционные курсы для учителей, родителей, всех желающих на темы, которые связаны с их профессией или хобби.

Институт образования человека проводит популярные для педагогов курсы по вопросам инноваций в образовании - компетентностный, метапредметный, эвристический подходы, освоение новых стандартов (ФГОС).
- При Институте работает дистанционный Учёный совет, на его заседаниях обсуждаются исследования соискателей учёных степеней кандидата и доктора наук. При этом все члены Учёного совета находятся в разных местах.
- Популярны также очно-дистантные педагогические конференции, интернет-педсоветы, в которых может принять участие педагогический коллектив любой школы.

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование? Интервью Экспертному сообществу "Один Ответ" [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.05.2012 г. – http://khutorskoy.ru/be/2012/0524/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016