: ХРОНИКА БЫТИЯ

Институт образования человека: первые результаты

 
 

31.01.2012 г.

Существует такой жанр, как академический отчёт об исследованиях. Исследования традиционно разделяют на фундаментальные и прикладные. Такое разделение не всегда понятно, но в в целом я не вижу ничего плохого в отчётах. Особенно в таких, которые посвящены тобою же поставленным целям.

 

Единственная опасность состоит в том, чтобы отчёты об исследованиях не заменяли самих исследований. А такое, к сожалению очень часто наблюдается в так называемых государственных научно-исследовательских институтах. Отчёты за календарный год там иногда требуют сдать уже в августе. На вопрос, как же отчитываться за весь год, если год ещё не прошёл, и осталось 4 месяца работы, ответ примерно такой, что к концу года нужно время подготовить общий сводный отчёт, вот аппарат и будет над этим работать. А то, что туда не войдут твои результаты, так ты же понимаешь, что всё это не для результатов, а для отчёта ...

 

В 2011 году состоялось важное и долгожданное событие: мы учредили собственный Институт, Институт образования человека. Это -  негосударственное (слава Богу!) некоммерческое научно-образовательное учреждение. Так что теперь можно отчитываться не для отчёта, а для дела. Вообщем-то ниже я и прилагаю первый краткий отчёт нашего Института.

 

 

 

 

 


РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В 2011 ГОДУ


Хуторской А.В.
д.п.н., член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


В 2011 году на базе Института образования человека исследовались вопросы проектирования и реализации образования, сообразного человеку. В результате проведённых исследований получены следующие результаты:

1. В педагогику введён принцип человекосообразности образования. Обосновано, что смысл человекосообразного образования определяется наличием у каждого человека заложенного в нём потенциала. Отсюда определёна основная задача образования – выявить, раскрыть и реализовать потенциал, заложенный в каждом человеке.

2. Для проверки и оценки результатов решения основной задачи образования необходимо: определить содержание потенциала человека, которое диагностируется; установить систему измерителей для каждой части общей задачи образования – для выявления, раскрытия, реализации потенциала; применить измерители на ключевых этапах образовательного процесса; сделать выводы о степени решения каждой подзадачи и цели образования в целом для каждого учащегося.

3. Руководящей основой образования и ключевым педагогическим понятием человекосообразного образования выступает миссия ученика как человека. Миссия человека следует из смысла его существования. Именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования. Новизна этого положения определяется тем, что понятие «миссия человека» (миссия ученика) в педагогике, дидактике и методиках сегодня практически не исследовано.

4. Наряду с понятием миссии ученика в основу разрабатываемой системы человекосообразного образования введены следующие системные педагогические понятия и средства: образовательное целеполагание, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог, образовательная среда, образовательная ситуация, индивидуальная образовательная траектория, ученическое портфолио, рефлексия.

5. Определены процессуальные условия реализации человекосообразного образования: от индивидуального и самобытного к характерному для всего человечества; принцип продуктивности образования, согласно которому обучение происходит в ходе создания учащимися образовательной продукции, востребованной социумом и самим учеником; эвристическая направленность обучения, открытие знаний учениками как инструмент развития и условие их самореализации; рефлексивное осмысление индивидуальной образовательной траектории, диагностика и самооценка как итог целеполагания.

6. Проанализированы имеющие место тенденции в отечественном образовании: новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ЕГЭ, компетентностный подход и др. Показано, что существующая концепция ЕГЭ противоречит тенденции человекосообразности образования. В ФГОС второго поколения имеются позитивные позиции, усиливающие роль личности в образовании, использующие метапредметные элементы образования. Компетентностный подход, рассматриваемый с позиций человекосообразности, отвечает задачам и социума, и человека.

7. В проекте стандартов второго поколения предлагается разделение планируемых результатов обучения на личностные, метапредметные и предметные. Такое разделение лишено общего основания и ведёт к отчуждению планируемого образования от личности учащихся, их общечеловеческой самореализации. Как предметные, так и метапредметные результаты обучения не могут не быть личностными, иначе они не будут отражать образовательного роста учащихся, станут внешними формально проверяемыми ориентирами. Необходимо сохранить личностный вектор стандартов, метапредметность, но сделано это должно на научной основе без существующей сейчас эклектичности.

8. Проект стандартов отражает, в основном, заказ государства на образование человека, в меньшей степени – самих учащихся, их родителей, образовательных учреждений. Считаем, что необходимо вернуться к разработке и рассмотрению ученического компонента образовательных стандартов, т.е. заказа самого человека на своё образование. Одним из условий человекосообразности вводимых образовательных стандартов, программ и учебников выступает введение в них ученического целеполагания.

9. Системный недостаток проекта новых стандартов – отсутствие проработанной инновационной составляющей, т.е. программы его внедрения. Проект не учитывает положения педагогической инноватики, что затрудняет его реализацию или даже делает её невозможной.

10. Завершен двухлетний педагогический эксперимент по применению на уроках человекосообразного типа образования с помощью очных, очно-дистантных и дистанционных занятий. Эксперимент проводился на базе экспериментальных школ Центра дистанционного образования «Эйдос». Координация деятельности участников эксперимента в разных регионах России осуществлялась распределено с помощью Интернет-технологий и других средств телекоммуникаций. В результате получено подтверждение гипотезы о стимулирующем влиянии учебных заданий с компонентами целеполагания и рефлексии на выявление и самореализацию образовательного потенциала учащихся.

11. В ходе эксперимента разработаны и введены новые формы дистанционных олимпиад – общечеловеческие олимпиады «Семья», «Дружба», «Любовь», «Счастье», направленные на творческую реализацию человеческого потенциала учащихся. Апробируются также метапредметные, компетентностные типы олимпиад, реализующие соответствующее содержание образовательного потенциала.

12. Разработана методика подготовки и проведения интернет-уроков на основе принципа человекосообразности образования, которая апробирована в ходе Всероссийских конкурсов «Современный урок», «Дистанционный учитель года», а также в серии общечеловеческих олимпиад Центра дистанционного образования «Эйдос».

 

Отчёт опубликован на сайте Института образования человека.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Институт образования человека: первые результаты [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 31.01.2012 г. – http://khutorskoy.ru/be/2012/0131/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016