: ХРОНИКА БЫТИЯ

О компетенциях, студентах и преподавателях

 
 

14.12.2011 г.

Хроника одной переписки

Тема письма: Студентка, заинтересованная одной из Ваших статей.

Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович!

Меня зовут Анастасия, я студентка Московского педагогического государственного университета. Учусь на третьем курсе. И нам на предмете по педагогике предложили написать конспект по Вашей статье "Ключевые компетенции. Технология конструирования", напечатанной в журнале Народное образование. – 2003. – №- 5. Но за неимением времени сходить в библиотеки и поднять архивы и за невозможностью и огромной сложностью поиска статьи в интернет-ресурсах (т.к. её мне пока не удалось найти), у меня к Вам просьба: Вышлите, пожалуйста, Вашу статью в электронном варианте, если таковой имеется и если это Вас не затруднит.

Заранее Благодарна Вам за проявленное внимание к моему письму. Спасибо!

===

Ответ:

Здравствуйте, Анастасия.

Ценю вашу способность решения задач. Действительно, зачем искать где-то литературу, если можно напрямую обратиться к её автору ...

"Народное образование" опубликовало мой материал в двух статьях, с небольшой коррективой. Но исходный мой материал этих двух статей есть в Интернет-журнале "Эйдос" - http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Пользуйтесь.

С моей стороны к вам тоже предложение:

1) пришлите свою работу, желательно не столько с пересказом моей статьи, сколько с её анализом, критическим отношением к содержащимся в ней положениям и вашими собственными выводами, предложениями.

2) сообщите краткие результаты занятия или других итогов в вашей группе по данному вопросу, в том числе ФИО преподавателя, который проводил занятие.

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО

===

Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович!

Ваша статья мне понравилась. Раньше у меня было расплывчатое понятие о компетентности и компетенциях, теперь же я четко понимаю смысл этих терминов, думаю, что смогу разобраться в структурах и конструкциях различных компетенций, если буду заниматься этим в будущем.

Предложение Вами компетентностного подхода к формированию системы методов обучения актуально, если обращать внимание на реальное состояние структуры нашего образования, в частности школьного. Знаю по своему опыту, что в школе ученики приобретают теоретические знания, но им сложно использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

Следовательно, теорию нужно осваивать вместе с практикой. Ведь основная цель школьного образования, по моему мнению, это подготовка человека к реальным условиям жизни. Все это, я думаю, возможно реализовать, внедрив компетенции в структуру образования. На мой взгляд, компетентностный подход очень логичен, аналитичен. Вы ярко проаргументировали его значение в системе образования, рассмотрели функции, иерархию и структурные компоненты компетенций, а также доступно разъяснили технологию проектирования и конструирования ключевых, межпредметных и предметных компетенций.

В общем, теория хороша, но на практике, по моему мнению, сложно
реализуемая. В основном в связи с особенностями менталитета большей части нашего населения, например, меланхоличность, медлительность, зачастую отсутствие инициативы, безразличие к чужим проблемам. И внедрение таких компетенций в наше образование может недотягивать до желаемых результатов. В частности, проблема в нехватке кадров учителей и в их сомнительной квалифицированной подготовке. И, как результат, некачественное преподавание. Хотя, с другой стороны, может у нас подобная ситуация частично сложилась в связи с тем, что в нашей системе образования присутствует ряд недостатков, неточностей и имеется множество всевозможных методик, часто противоречащих друг другу. Поэтому компетенции помогут внести ясность и конкретику, если станут основой, так сказать, прочным фундаментом.

Мне понравилось, что Вы стараетесь максимально подогнать всё под современные реалии, упоминая об информационных компетенциях. Например, «…владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира.» На мой взгляд, компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные процессы модернизации образования. И в нашей стране необходимо его внедрение для решения существующих проблем в образовательном процессе.

Из всей группы Вашу статью в интернете нашла только одна девушка по имени Дарья. В общем, конспект нам задавали выполнить дома, а на лекции преподаватель в общих чертах упоминала нам о компетенциях, но принципе у нас это как материал для индивидуального изучения. Поэтому специального занятия и семинара по данной теме не проводилось. Кстати, преподаватель пожелала остаться неизвестной, когда узнала, что я обратилась к Вам. Возмущенная моей дерзостью, она посоветовала не отправлять Вам больше писем.

Еще раз благодарю Вас за внимание,
С уважением, Анастасия.

===

Анастасия, здравствуйте.

Соглашусь с вашим мнением, что одна из главных задач школы - научить использовать знания в различных жизненных ситуациях. Действительно, компетентностный подход решает в том числе и эту задачу.

Вы пишете: "теория хороша, но на практике, по моему мнению, сложно реализуемая. В основном в связи с особенностями менталитета большей части нашего населения, например, меланхоличность, медлительность, зачастую отсутствие инициативы, безразличие к чужим проблемам".

На мой взгляд, указанные вами проблемы могут мешать реализации любой инновационной задачи, а не только компетентностного подхода. Наоборот, как раз компетентностный подход может более успешно, чем другие системы обучения, решать эти проблемы. Например, если ваш ученик понимает, что ему нужно уметь грамотно действовать в ЛИЧНО ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ситуациях, то он скорее расстанется со своей меланхоличностью и безинициативностью. Например, спросите учеников: Хотите ли вы уметь решать любую проблему, которая возникает в вашей жизни - от умения заработать нужную сумму денег, до выживания в условиях дикой природы? И если ученик скажет, да, хочу, тогда вы сможете предложить ему овладеть соответствующими компетентностями. И есть шанс, что он с вашей помощью ими овладеет.

Вы пишете: "проблема в нехватке кадров учителей и в их сомнительной квалифицированной подготовке".

 

Да, это так. Но гораздо сильнее проблема - в нехватке настоящих учеников! Именно тех, кто хочет и стремиться научиться. Есть древняя мудрость: Был бы ученик, а учитель для него найдётся.

Вы пишете: "в нашей системе образования присутствует ряд недостатков, неточностей и имеется множество всевозможных методик, часто противоречащих друг другу. Поэтому компетенции помогут внести ясность и конкретику, если станут основой, так сказать, прочным фундаментом".

Вообще, если есть фундамент, любой, а не только компетентностный подход, то он всегда поможет внести ясность и конкретику. Весь вопрос в том, какой именно фундамент вы выбираете или строите для своей жизни и деятельности.

Вы пишете: "Мне понравилось, что Вы стараетесь максимально подогнать всё под современные реалии, упоминая об информационных компетенциях. Например, «…владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира".

Мне тоже нравится строить систему образования, опираясь на реальные нужды и потребности. Сегодня в образовании очень многое требуется из того, что нужно не ученикам, а чиновникам, школам, учителям, но не детям. Поэтому в нашей научной школе мы выбрали главный принцип - человекосообразность образования. Это означает, что обучать необходимо тому, что сообразно предназначению, возможностям и потребностям человека, его миссии.

Вы пишете: "Кстати, преподаватель пожелала остаться неизвестной, когда узнала, что я обратилась к Вам. Возмущённная моей дерзостью, она посоветовала не отправлять Вам больше писем".

Не судите вашу преподавательницу строго. Она продукт (атрибут) системы. В государственных школах, да и вузах сегодня работают слуги этого самого государства, которое не заинтересовано в развитии человека, в его компетенциях жизни в современном обществе, поскольку развитие людей - угроза их монополии. Поэтому, госпедагоги, а также стоящие за ними чиновники, ВСЕГДА будут стараться, чтобы вы не овладели компетенциями свободно мыслящего и действующего человека. Потому что для них это равносильно профессиональному самоприговору и последующим проблемам. Они действуют не по правде или истине, а по приказам и распоряжениям верхненазначенных.

То, что ваш преподаватель считает дерзостью, на самом деле является нормальным самопроявлением учащегося человека - задавать вопросы, проявлять активность, открытость, честность.

Я желаю вам и дальше находить в себе веру и силы для реализации своих задач, своей миссии.

При необходимости вы всегда можете обратиться ко мне, в наш Институт образования человека (http://eidos-institute.ru) за поддержкой в том, что считаете важным и главным.

--

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека,
http://eidos-institute.ru 

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. О компетенциях, студентах и преподавателях [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 14.12.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/1214/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016