: ХРОНИКА БЫТИЯ

ЕГЭ на телевидении

 
 

31.05.2011 г.

Об опыте участия в съёмках программы Александра Гордона на 1 канале

1 канал пригласил меня в качестве эксперта на съёмки новой программы Александра Гордона, которая будет называться "Гражданин Гордон". Тема передачи - единый государственный экзамен. Точнее проблема, которая в нём заключена. Вся передача построена вокруг самоубийства выпускника из Воронежского села, который повесился, испугавшись завалить ЕГЭ.

 

На съёмки программы пригласили экспертов - киноведов, депутатов ГосДумы, руководство местного департамента образования, где произошло ЧП, отца мальчика.  Экспертов рассадили по разные стороны по принципу "за" и "против" ЕГЭ. На трибунах расположилась массовка.

 

Первый и главный мой вывод - телевидение есть вещь в себе. И действует оно по своим законам жанра. Если, например, во время педагогической конференции обсуждается заявленная тема или вопрос, ищется решение проблемы, то для телевидения нужно нечто иное - а именно, воздействие на зрителя.

 

Многочисленные дискуссии во время съёмок, подчас довольно эмоциональные, касались житейских сторон ситуации. Но я бы не сказал, что они вели к выявлению сущностных причин проблемы под названием "ЕГЭ".

 

В итоге ведущий написал несколько пунктов послания к Президенту РФ и Председателю ГосДумы с предложением усовершенствовать ЕГЭ, дополнить его ученическим портфолио и т.п.

 

Я считаю, что в ЕГЭ сокрыта системная проблема самой сути построенного образования. Через контроль и оценку образовательных результатов достигаются многие задачи, но в меньшей степени эти задачи - образовательные.

 

ЕГЭ решает несколько задач, и образование учеников - только одна из них и далеко не самая эффективно решаемая.

 

1 задача, которую решает ЕГЭ - функция управления. Это единая гребёнка, с помощью которой чиновники пытаются управлять как школами, так и вузами, а также учениками, учителями, вузовскими педагогами, издательствами и др. 

 

ЕГЭ стал инструментом вертикали в образовании. И отдавать этот инструмент, даже совершенно негодный и критикуемый, образовательная бюрократия не хочет.

 

2 задача - экономическая. С помощью ЕГЭ издательства и другие обслуживающие образование ведомства, получают заказ на свою продукцию. Это большие деньги, которые "осваиваются" целой армией разработчиков и организаторов ЕГЭ на всех уровнях. Сейчас некоторые предлагают ставить глушилки для мобильников, делать онлайн-трансляции сдачи экзамена, привлекать полицию ... Бюджетные поступления в систему гособразование увеличились в 4-5 раз. Все эти деньги идут, в основном, на такие вот модернизации.

 

3 задача, которую решает ЕГЭ - это коррупция. Уже давно известно, сколько стоит "сдать ЕГЭ" - от 30 до 100 тыс. рублей за один экзамен. Вокруг этого экзамена создана своя империя "услуг". Объём коррупции по ЕГЭ составляет 42 млрд рублей в год.

 

4 задача - политическая. Считается, что ЕГЭ поможет нашей стране "войти в Европу". Т.е. получается, что мы сначала думаем не о себе, а о том, как бы нам войти во внешний мир.

 

5 задача - собственно образовательная. Считается, что этот экзамен должен проверить знания выпускников, дать оценку их образовательным результатам. Но экзамен, проводимый в тестовой форме, не может выявить действительных учебных результатов, например, он не проверяет компетентности учеников. А гуманитарные предметы вообще вряд ли должны проверятся негуманитарными формами контроля.

 

Почти половина общества, по опросам 46%, против ЕГЭ. Половина сдающих этот экзамен используют интернет-ресурсы и соцсети для того, чтобы получить готовые ответы на тесты НГЭ.

 

Почему многолетняя массированная критика ЕГЭ ничего не меняет? Дело в том, что из всех задач, которые призван решать ЕГЭ, образовательная задача, точнее её невыполнение, менее всего беспокоит тех, от кого зависит решение проблемы. А то, что ЕГЭ повсеместно критикуют, так что ж? Наркотики тоже, например, общество критикует и считает вредными. От этого они же не исчезают?  ЕГЭ - это наркотик в образовании, и подсели на него чиновники от образования.

 

В качестве конструктивного предложения я считаю, что нужна национальная система контроля и оценки результатов образования, в которой ЕГЭ может занять своё место в качестве федеральной системы мониторинга. ЕГЭ должен стать добровольным для школьников. Но прежде необходимо определить сами результаты, которые необходимо контролировать и оценивать. А это означает, что необходимо пересмотреть самые основы системы образования в России. И одну из центральных основ образования, на наш взгляд, должна стать её человекосообразность и сообразность современности и будущности человечества.

 

 

А.В.Хуторской

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  ЕГЭ на телевидении. Опыт участия в съёмках программы Александра Гордона на 1 канале. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 31.05.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/0531/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016