: ХРОНИКА БЫТИЯ

Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования

 
 

01.06.2010 г.

ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ОБНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
зав. лабораторией методологии общего среднего образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения»


Тезисы выступления на Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
01 июня 2010 г. с участием членов РАО Н.Д.Никандрова, М.Л.Левицкого,  Г.Н.Филонова, В.С.Лазарева, Е.В.Ткаченко, П.И.Пидкасистого, А.А.Орлова, А.Я.Данилюка и др.

(См. также аудиозапись этого выступления с ответами на вопросы. Выступление 15 мин, ответы на вопросы 28 мин)

В современных педагогических исследованиях понятие «человек» в качестве субъекта или объекта образования используется редко, чаще говорится о личности. Между тем, понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия «человек» включает в себя не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как природосообразность, культуросообразность, богосообразность (если иметь в виду, что человек создан «по образу и подобию Божию»). Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ общечеловеческих возможностей и достижений. «Чело веков» – ум столетий. Поэтому человекосообразное образование – более основополагающее и потенциально ёмкое, чем личностно-ориентированное, природосообразное или культуросообразное образование. Социальная, природная, культурная роли человека не являются здесь доминирующими, а выступают только одними из его ролей.

В чём смысл человекосообразного образования? Смысл человекосообразного образования определяется смыслом человека. Существуют различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. Часто учёные задают не статичные состояния образа человека, а гуманистические ориентиры его изменения. Например, В.В.Краевский называет такие ориентиры: «Становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее. Мир и людей он воспринимает в контексте общечеловеческих ценностей» (http://eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm).

В нашем понимании у каждого человека есть своя система жизненных координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно, но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.

Подчеркнём, что понятие человекосообразности мы используем не столько в философском, сколько в педагогическом и даже методическом смысле. В 1990 году для обозначения ключевого направления проводимого педэксперимента мы ввели понятие «человекообразующее образование» по отношению к дидактике и методике обучения [Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. – 1990. – № 5. – С. 56-58]. Дальнейшие исследования привели к развитию данного понятия и связанных с ним технологий обучения, а также к переводу проблематики исследований в область педагогики, педагогической инноватики. Проведённый педагогический эксперимент доказал принципиальную возможность и эффективность технологий обучения, базирующих на человекосообразности. В то же время были выявлены проблемы, связанные с внедрения гуманистических ориентиров обучения в массовой школе, что потребовало разработки инновационных форм и методов их решения, развития идеологии человекосообразности образования.

Идеология человекосообразности образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал. Принцип человекосообразности устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать такой потенциал.

Руководящей основой образования и отправным педагогическим понятием выступает миссия ученика как человека. Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования. Сегодня же эти цели чаще всего имеют иные источники.

Идеология человекосообразности – система взглядов и идей, в которых осознаётся, принимается и оценивается отношение людей к их образованию, жизни в обществе, роль в истории семьи, рода, народа, человечества. Индивидуальное в каждом ученике как человеке есть отражение общечеловеческого. Поэтому, разумеется, принцип человекосообразности не имеет ничего общего с эгоцентризмом. Миссия ученика в образовании – реализация не только индивидуального, личностного начала, но и общественного, общечеловеческого.

В этой идеологии выражаются и защищаются интересы, прежде всего, конкретного ученика, а также его учителя, образовательного учреждения, системы управления образованием, различных социальных и производственных организаций. Для каждого субъекта образования обозначаются социально-культурные цели, пути, способы их достижения.

Подчеркнём отличие человекосообразного образования от человеко-ориентированного или человеко-центрированного (например, Карл Роджерс использует термин «человекоцентрированное обучение»). Сообразность – это соответствие образу, а центрированность – использование образа человека в качестве объекта воздействия - мишени. Человекосообразное означает не противоречащее образу человека, а происходящее в соответствии с этим образом. Человекосообразное образование близко по смыслу к человеко-образующему, в котором образовывание человека и есть процесс его образования, т.е. перехода от потенциально заложенной возможности к её воплощению в реальности.

Принцип человекосообразности имеет различные формы выражения: образовательную, политическую, психологическую, духовно-религиозную, правовую, социальную, национальную, этническую, экологическую, экономическую и др. Содержание каждой формы выражения определяется заданным приоритетом – человекосообразностью.

В качестве примера политической формы выражения принципа человекосообразности приведём Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – межгосударственную систему мониторинга. С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в развитии человека проводятся специальные исследования. Их цель - определить, как человек развивается и может развиваться в отдельных странах, регионах, и что может сделать международное сообщество для содействия человеческому развитию. Анализируются достижения различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование, обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи.

Индекс развития человеческого потенциала - инструмент для измерения прогресса стран мира в отношении человека. Это сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются индекс средней продолжительности жизни, отражающий ожидаемую продолжительность жизни при рождении; индекс образования, характеризующий уровень грамотности и уровень охвата населения учреждениями образования, а также индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Все эти составляющие относятся к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена, в частности.
 
Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное — 0. «Единицу» дают государству, в котором средняя продолжительность жизни составляет 85 лет, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долларам США, 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении. «Ноль» ставится в том случае, если в стране средняя продолжительность жизни составляет 25 лет, ВВП на душу населения (по ППС) —100 долларов США, 100% населения неграмотны, никто не получает никакого образования.

Лидером 2009 года по индексу ИРЧП среди 182 стран является Норвегия с индексом ИРЧП = 0,968 . Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806. Причём, индекс сильно варьируется по регионам России. Для Москвы ИРЧП = 0,907, что сопоставимо с такими странами как Германия и Италия, а у Республики Тува — 0,691, что сопоставимо с Киргизией и Таджикистаном. Большинство российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина.

Основная форма реализации принципа человекосообразности – образование. В основе современных образовательных процессов лежат смыслы, имеющие соответствующую терминологическую и понятийную заданность.

На основе принципа человекосообразности нами разработаны и в разной степени экспериментально реализованы соответствующие педагогические инновации: миссия ученика, образовательное целеполагание, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог, образовательная среда, образовательная ситуация, индивидуальная образовательная траектория, ученическое портфолио, рефлексия – всё это ключевые педагогические понятия, составляющую основу человекосообразного образования.

Каковы особенности человекосообразного образования с позиций обсуждаемого принципа? В ученике выявляется и поддерживается именно человеческое, индивидуальное, персональное, самобытное. Причем такое, которое характерно для всего человечества. Ключевой ориентир - продуктивность образования, ученики учатся создавать и создают в ходе обучения образовательную продукцию, такая продукция нужна и социуму, и человеку. Ведущее, но не единственное место при проектировании и реализации образования занимает принцип природосообразности, декларирующий основоположение естества при решении жизненных проблем (Ж.Ж.Руссо). Организуется эвристическая направленность обучения. Необходимость открытия учениками знаний – условие самореализации человека, инструмент его развития. Рефлексия – необходимое дополнение целеполаганию, индивидуальной образовательной траектории, ученическому портфолио.

Идеология и принцип человекосообразности образования нуждаются в соответствующем учении и соответствующей научной школе. Нами выполнены исследования, которые показывают наличие в общечеловеческой культуре идей и истоков такой научной школы. Идеи о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей идут от Сократа. Многие учёные внесли свой вклад в развитие этих идей: Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и др.

Благодаря общественным изменениям, активным усилиям современных учёных-педагогов, прежде всего, Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреева, Е.В.Бондаревской, В.В.Краевского, В.В.Серикова, В.И.Слободчикова и др., произошло укрепление вектора гуманистической ориентации, его отражение в законодательных документах, наметился сдвиг образовательной парадигмы в сторону усиления внимания к личности ученика, его самореализации. Можно сказать, что сегодня имеются все основания для развития научной школы, ориентированной на проектирование и реализацию человекообразующего типа образования – следующего шага после личностно-ориентированного образования.

С целью развития научно-практических основ человекосообразного образования нами создана распределённая научная школа, являющаяся современным воплощением научного течения, которому тысячи лет начиная от Сократа. Основной вектор исследований научной школы — человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — разработка теоретических основ для приведения системы обучения в соответствие возможностям и миссии человека.

Основная цель исследований научной школы – проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Эта цель выражается на данном этапе в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования. Данная задача порождает ряд вопросов для исследования, например: Что такое потенциал человека? Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования. Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии его самобытности и самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует необходимость компетентностного подхода к образованию.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии. Разработать соответствующие педагогические технологии и инновационные механизмы их реализации.

Решение перечисленных задач есть условие развития и реализации принципа человекосообразности в педагогике, педагогической инноватике, в практике современного образования. Начальным ожидаемым результатом наших исследований является осознание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человекосообразного образования. Миссия научной школы человекосообразного образования: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования; воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.

Человекосообразный тип образования, на наш взгляд, является глобальным инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в современной и будущей школе в направлении их гуманизации.

---

Для ссылок:

Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 01.06.2010 г. – http://khutorskoy.ru/be/2010/0610/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016