: ХРОНИКА БЫТИЯ

Каким должен быть образовательный сайт

 
 

23.02.2010 г.

По мотивам Всероссийского конкурса "Школьный сайт"

Закончился 1-й Всероссийский конкурс "Школьный сайт". В нём приняло участие 72 образовательных сайта, среди которых были сайты школ, гимназий, лицеев, колледжей, учителей, учеников, методистов, сферы сервиса и повышения квалификации.

Честно скажу, я не равнодушен к образовательному Интернет-пространству. Мой сетевой стаж – 21 год. Ещё в 1989 году я участвовал в Советско-американском проекте «Школьная электронная почта», которым руководили Питер Копен (США) и А.Ю.Уваров (СССР).

Я знаю, что такое создать сайт, как это непросто, но и безумно интересно. Сайт моей организации – Центра дистанционного образования «Эйдос» менялся несколько раз, сейчас стоит задача его очередного редизайна. Стараюсь поддерживать свой персональный сайт. Вместе с А.П.Орешко мы подготовили пособие «Технология создания сайтов», которое победило в конкурсе профильных курсов. Поэтому я хорошо понимаю цели, чувства и мечты участников этого конкурса.

Когда я предложил своим коллегам организовать данный конкурс, не знал, насколько он окажется востребован и полезен. Мы хотели поддержать школы, учителей, учеников в их благородном, часто бескорыстном стремлении осваивать интернет и применять его для пользы обучения, раскрытия и реализации творческого потенциала учеников и педагогов.

Можно считать, что конкурс удался. Конкурсанты в своих рефлексивных отзывах пишут о том, что наш конкурс оказал им неожиданную помощь в понимании целей своего сайта, в его развитии, совершенствовании. А форум конкурса, где происходили презентации, защиты сайтов, выступления оппонентов и дискуссии, увлёк многих конкурсантов с головой. Своё утро они начинали с того, что включали компьютер и открывали форум конкурса …

Конкурс подарил всем нам возможность ощутить себя частью общего и важного дела.

Наш конкурс не похож на другие конкурсы сайтов. Ведь школьный сайт – не только и не столько дизайн, графика, информация или технические элементы. Это, прежде всего, средство организации образования, дополнительная возможность учеников, педагогов, родителей, всех тех, кто обеспечивает обучение и образование.

Наша научная школа главным принципом определяет принцип человекосообразности. Поэтому и критериями оценки сайтов были, прежде всего, те, которые были связаны с деятельностью учеников, их коммуникациями, с живой жизнью, подчас без прикрас.

Как и всегда в проектах Центра "Эйдос"  –  основная задача этого конкурса – не столько соревнование, сколько школа специалистов, подготовка дистанционных педагогов, подготовка комплексная, интенсивная и реальная. Надо признать, что в государственных вузах сегодня пока не готовят специалистов в области сайтостроительства. Нет ещё таких специализаций в пединститутах и университетах. Центр дистанционного образования «Эйдос» - одна из немногих отечественных организаций, которая уже 11 лет целенаправленно ведёт в данном направлении работу.

Жюри конкурса оценивало конкурсантов по трём направлениям

1) сам сайт, его интерактивность, коммуникативная составляющая, формы взаимодействия с пользователями, возможности для организации творческой деятельности средствами сайта; учитывались содержательность, самобытность, информативность, практическая направленность, дизайн сайта;

2) защита авторами своего сайта на форуме конкурса, количество и качество появившихся в результате обсуждения новых идей, открытий, конструктивных предложений, рефлексия конкурсантов;

3) рецензирование и оппонирование конкурсантами и других конкурсных сайтов, содержательность участия в дискуссиях.

По результатам анализа содержания сайтов я бы выделил несколько их типов:

Сайты-визитки, даже исполненные достаточно качественно (а такие были в нашем конкурсе), не получили высоких оценок именно из-за их статичной презентабельности и недостаточной роли в организации образования.

Сайты-портфолио. Это склад достижений, побуждающих желание погордится собой, своими коллегами, учениками. Полезно для повышения самооценки авторов.

Информационные сайты – в них собран материал, но насколько он полезен и кому, подчас неизвестно.

Деятельностные сайты. Такие сайты берут на себя часть функций образовательного процесса, помогают делать его эффективнее. Например, на таких сайтах размещаются материалы дистанционных уроков, задания для болеющих учеников, итоги оценки работ школьников, информация для родителей и т.п. Посетители таких сайтов могут разместить и обсудить на них свои творческие работы, работать над совместными проектами, использовать сайт как инструмент своего образования или педагогической деятельности.

Сайты-победители нашего конкурса, подчас имеют не столь впечатлительный дизайн, но у них есть одно ценное качество – они помогают реальному образованию, отражают его специфику, результаты, проблемы. Там почти всегда есть коммуникации, творчество и личностная ориентация на пользователей. Таким, безусловно, является победивший в конкурсе сайт Минусинского педагогического колледжа им. А.С Пушкина, г. Минусинск (www.minuspk.ru). Сайты педагогов пока ещё не достигают образцовой формы представления, но их ценность в том, что учителя уже переходят от сбора на своих сайтах многообразной информации к тому, чтобы с его помощью организовывать деятельность своих учеников и коллег.

Приведу некоторые отзывы участников конкурса.

"Мы принимали участие в разных конкурсах школьных сайтов. Но чаще всего все они сводились к одному – мы вывешивали на сайте конкурса адрес сайта и через некоторое время были опубликованы результаты. Анализа, новых идей и предложений ждать не приходилось.
На этом конкурсе всё по-другому. Именно здесь при коллективном обсуждении ресурсов стала видна одна главная проблема всех сайтов – почти все они являются хорошими визитными карточками школы, не более того. В то же время сайт должен быть мощным образовательным и воспитательным инструментом. Он должен служить для общения всех участников образовательного процесса, быть интерактивным"
(Лялюк Светлана Викторовна, зам. директора по УВР МОУ "Школа № 44" г.Прокопьевск)

"Ученый психолог Гальперин отмечал, что любое знание приобретается через деятельность и по определенным этапам, в основе которых стоит ориентировочная основа деятельности. В своей работе в школе это применяю. На этом конкурсе я почувствовала нечто похожее. Посмотрели сайты других участников. Прочитали отзывы, сами писали отзывы на другие работы, получили подсказки, пообщались с коллегами, увидели свои слабые и сильные стороны. Самое главное – захотелось идти дальше". (Логинова Мария Ивановна, учитель информатики, МОУ СОШ №2 г. Дзержинска Нижегородской обл.)

"Первый же вопрос Хуторского Андрея Викторовича: «Когда ваш сайт помогал вашим ученикам в их обучении физике?» ввел меня в тупик. Я всегда воспринимала мой сайт как шкафчик, где лежат необходимые материалы. Что, кому надо: «Пойди, возьми». Он помогает мне в организации процесса обучения. Об обучающей функции его я не думала. Хотя, отвечая на вопрос Андрея Викторовича, как бы защищаясь, я попыталась привести примеры именно с этой точки зрения. Но мысль об образовательной направленности материалов и использования уже возникла". (Горгадзе Наталья Геннадьевна, учитель физики высшей категории, МОУ Лицей 10 г.Пермь)

"Технология конкурсной деятельности ЦДО «Эйдос», основанная на концепции Научной школы А.В.Хуторского, мне пришлась по душе. Думаю, каким образом применить ее в своей практике. Как вытащить детей из "Контакта" и сетевых игр на занятия творческой деятельностью, научно-познавательной и на грамотное общение.
Удалось, прежде всего, сформулировать концепцию своего сайта и начать воплощать на практике. Когда делаешь, особенно не задумываешься над целями и т. д. Но поскольку, самую высокую оценку мне дал ученик 9 класса Сергей Стоянов, а это как раз представитель целевой аудитории, то, думаю, я выбрала верное направление. Да и в глазах своих учеников мой рейтинг поднялся и интерес у детей к коммуникационным технологиям вырос".
(Попова Людмила Евгеньевна, учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Дзержинск Нижегородская обл.)

"Поразила активность и оперативность участников конкурса, еще раз пришла к мысли, что форум незаменимое средство дистанционных проектов. За последние дни ловила себя на мысли, что зайдя в Интернет и проверив почту, спешу просмотреть новые сообщение на своей странице форума и написать достойный ответ, и остаюсь на форуме надолго, ведь познакомиться с большим количеством сайтов конкурсантов тоже интересно и есть чему поучиться. Посмотрела на свой сайт новым взглядов, получила ценнейший опыт, буду дорабатывать его, внедрять новые компоненты и конечно массу положительных эмоций, и новых друзей коллег, с которыми я уверена, продолжим общения". (Самсонова Юлия Васильевна, учитель информатики и ИКТ, МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри»).

Итак, первый конкурс образовательных сайтов "Школьный сайт" показал, что в основе самих сайтов, целей их разработчиков, пользователей, должна быть деятельность - но не собирательская или информационная, а образовательная. Такая, которая позволяет выявлять заложенные возможности людей, обеспечивать их коммуникации и приращение.


Хуторской Андрей Викторович,
Председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса «Школьный сайт»,
доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования

---

Для ссылок:

Хуторской А.В. Каким должен быть образовательный сайт. По мотивам Всероссийского конкурса "Школьный сайт" [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 28.02.2010 г. – http://khutorskoy.ru/be/2010/0228/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016