: ХРОНИКА БЫТИЯ

Что делать учителю в Интернете

 
 

26.10.2008 г.

Какие есть формы самообразования и повышения квалификации учителя с помощью средств телекоммуникаций?

Сегодня существует множество форм и способов, как учителю повышать свою квалификацию с помощью интернет-ресурсов и технологий.

Назову те из них, которые доказали свою эффективность на протяжении 10 лет работы Центра дистанционного образования "Эйдос" - http://eidos.ru 

1. Дистанционные курсы для педагогов. За несколько лет мы разработали оптимальную технологию проведения таких курсов - оргдеятельностную, в основе которой лежит создание курсантами собственных педагогических продуктов - конспектов уроков, учебных программ, других разработок, которые необходимы в практике работы любому учителю. Срок курсов всего 10 дней, этот срок оказался наиболее выверенным, хотя мы проводили 1-2-3-5-дневные курсы, а также 14-дневные. Опыт показывает, что именно за 10 дней педагогам удаётся в режиме погружения освоить выбранную тему и получить импульс для дальнейшего самостоятельного её развития. Немаловажно, что занятия на курсах происходят как правило без отрыва от очной работы.

Темы дистанционных курсов курсов включают в себя актуальные вопросы модернизации образования (компетенции, телекоммуникации), методику обучения отдельным предметам, освоение компьютера и многое другое. Всего В ЦДО "Эйдос" проводится более 300 курсов для школьников и педагогов. Это платная услуга, стоимость курсов от 1000 руб.

На дистанционных курсах регистрируются от нескольких человек до 50 педагогов из самых разных уголков страны. Существует возможность индивидуального прохождения курса. Например, если в ближайшее время в расписании нужного курса нет, а учителю он актуален, то можно заказать такой курс для самостоятельного изучения, а при необходимости получить консультацию, и даже бумажное Свидетельство о его окончании, если задания будут выполнены и высланы в Центр "Эйдос".

2. Дистанционные конференции. С 1999 года мы проводим Всероссийскую дистанционную педагогическую конференцию. Конференция начинается обычно 25 августа и длится около 10 дней. В ней регистрируются как отдельные педагоги, так и школьные коллективы. Это удобно, поскольку ежедневные доклады учёных, которые рассылаются по электронной почте участникам этой конференции, используются на местных августовских педсоветах и региональных конференциях. Учителя высылают в оргкомитет свои отклики на доклады, вопросы, собственные выступления. Эти материалы также включаются в последующие выпуски и рассылаются всем участникам конференции. Кроме того, каждый участник конференции имеет возможность обсудить с коллегами в режиме веб-форумов отдельные вопросы, относящиеся к теме конференции. Наиболее интересные доклады, дискуссии обычно публикуются в Интернет-журнале "Эйдос" - http://eidos.ru/journal/index.htm

Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары. Для их участников создаётся список рассылки, в который каждый может написать своё суждение по обозначенным ведущим вопросам, и все получат такое письмо. Каждый может продолжить дискуссию, сохраняя в качестве цитаты предыдущие реплики. Таким образом получается набор непрерывно наращиваемых тем, отражающих хронику работы.

Дистанционные конференции и семинары в ЦДО "Эйдос" бесплатные.

3. Дистанционные конкурсы. Самый популярный из них - Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" (ДУГ), проводится с 1999 года и собирает ежегодно около 150 человек. Номинации конкурса: "Учитель года по математике", информатике, русскому языку, английскому языку, истории, биологии, географии и др. Есть номинации "Педагог-психолог", "Школьный администратор", "Воспитатель", "Методист".

Дистанционный конкурс не похож на свой очный аналог. Это не столько соревнование педагогов, сколько их сетевая школа. Конкурс открытый, принять участие в нем может любой педагог из России и других стран. ДУГ начинается 21 октября и длится 1,5 месяца. За это время участники выполняют эвристические задания, дискутируют по заданным темам в режиме телеконференции по электронной почте, а финалисты - разрабатывают и проводят настоящие дистанционные уроки для учащихся своих коллег по конкурсу. Те, кто прошёл ДУГ, значительно прибавляют в своём профессионализме, в освоении телекоммуникационных технологий, в умении разрабатывать и проводить Интернет-занятия.

Другой похожий конкурс - "Дистанционная школа года", проводится весной. На него регистрируются образовательные учреждения, которые соревнуются в разработке образовательных программ с использованием Интернета, готовят учеников для участия в дистанционной конференции по защите выполненных работ.

Кроме того, для педагогов в качестве участников вполне доступны конкурсы для всех, где и учителя и школьники проявляют свои способности, например, в разработке виртуальных открыток, стихов, фотографий.

4. Дистанционные эвристические олимпиады. Это самые популярные олимпиады (более 150 тыс. участников), которые проводятся, главным образом для школьников. Но они имеют также категорию "взрослые", и многие педагоги с удовольствием проявляют своё творчество не только в олимпиадах по педагогике и психологии, но и по общеобразовательным предметам.

5. Дистанционная педпрактика. Она проводится как для студентов педагогических вузов, так и для учителей, которые желают освоить навыки дистанционного педагога.

6.  Всероссийские дистанционные предметные недели. В последнее время такие недели проводятся по математике, русскому языку, литературе, информатике и другим предметам. В это время зарегистрированным участникам от школ предлагается программа, в которой учителя участвуют вместе со своими учениками. Программа предполагает как очные занятия, так и с использованием телекоммуникаций. Как правило, кульминацией предметной недели является дистанционная эвристическая олимпиада.

Перечисленные выше интернет-мероприятия проводятся в установленные сроки по заранее известному расписанию. Но есть и такие формы, в которых можно участвовать круглый год и совершенно бесплатно. Прежде всего, это форумы.

7. Педагогические форумы. На общедоступных форумах ЦДО "Эйдос" (http://eidos.borda.ru) можно читать и обсуждать наиболее актуальные для учителя вопросы: методики, технологии, приёмы, проблемы обучения и воспитания. Некоторые темы имеют сотни откликов, тысячи просмотров, например: "Метод проектов в школе", "Портфолио старшеклассника", "Родители: как с ними работать?", "Использование информационных технологий в воспитательном процессе". Здесь же есть форумы для школьников, которые небезинтересны и учителю.

Около 200 тем обсуждается на форумах научной школы автора этих строк (http://khutorskoy.borda.ru). Среди них: "Кому и зачем необходимо образование?", "Компетенции на уроке", "Как обучать творчески?", "Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования".

Удобство форумов в том, что одна тема может развиваться на протяжении нескольких месяцев и даже лет, что позволяет познакомиться с самыми разными её ракурсами и авторами. Удобно, что любой посетитель форумов может сразу же оставить на форуме своё сообщение или задать вопрос коллегам.

Если расширить взор за рамки деятельности Центра дистанционного образования "Эйдос", то много полезного можно найти просто в поисковых системах Яндекс, Google, а также в различных педагогических энциклопедиях, специализированных сайтах, которых в Интернете становится всё больше. Здесь на первый план выходит умение найти нужную информацию. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, и такому умению нужно специально учиться. Например, в Центре "Эйдос" есть специальный курс "Базовые приемы поиска информации в Интернете".

Я перечислил только некоторые формы самообразования и повышения квалификации учителя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.

А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016