: ХРОНИКА БЫТИЯ

Как решать любые задачи

 
 

20.10.2008 г.

Можно ли на школьных задачах научиться решать жизненные задачи

В школьной математике, физике и не только решается огромное количество задач. Вроде бы понятно, что делается это не только для того, чтобы подготовить учеников к деятельности в этих научных направлениях. Да этого и невозможно. Подавляющее большинство школьных задач имеют мало общего с реальными задачами, которые решаются профессионалами - специалистами соответствующих областей. Трудно представить, что современные физики решают задачи про воду, наливающуюся из одних труб и выливающуюся в другие. Или математики занимаются, в основном, решением квадратных уравнений. Да и нет у общеобразовательной школы задачи готовить физиков, математиком и т.п., это задача профессиональных учебных заведений У школы же есть задача общего, т.е. универсального образования. Такого, которое с помощью учебных предметов поможет ученикам жить в целом.

Если принять универсализм школьного обучения за основу, то общеобразовательный смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п.

Тогда цель решения предметных задач - обучить детей универсальным подходам к решению любых задач. Но тогда именно это и надо проверять в качестве результата обучения. И на контрольных работах по математике или физике оценивать не только, а может быть и не столько, правильность ответа, но и оптимальность выбранного для решения подхода, наличие необходимых этапов в решении, степень понимания условия и т.п. К сожалению, такие моменты часто не акцентируются ни учителем, ни его учениками. Предметная доминанта преобладает над метапредметной. В результате ученик не понимает, зачем ему нужно всё это решать. И остаётся только один ответ - чтобы сдать.

На мой взгляд, необходимо изменить сложившуюся ситуацию и обучать универсальным механизмам решения задач, усвоение этих механизмов проверять и оценивать.

В качестве примера предлагаю одну из последовательностей решения задач, которая претендует на универсальность, т.е. служит задачам не математического или физического, а жизненного образования.

Как решать любые задачи

1. Познакомиться с условием задачи, либо сформулировать его самому. Разобраться и принять условие. Выяснить значение всех ключевых понятий, которые имеются в этом условии.

2. Ответить на вопрос "Что есть?" Т.е. перечислить всё, что фигурирует в условии качестве объектов: автомобиль, лыжник, пешеход, материальная точка, гора, функция и т.п.

3. Ответить на вопрос "Что происходит?" Т.е выяснить имеющиеся процессы, например: автомобиль едет из одного города в другой, лыжник скатывается равноускоренно, гора просто стоит и т.п.

4. Что известно в условии задачи о пп. 2 и 3, т.е какова скорость автомобиля, какой путь проехал лыжник, какова плотность горы.

5. Что требуется. Не всегда этот вопрос сформулирован в условии явно. Нужно это назвать.

6. Определить, какая область описывает (объясняет) то, что изложено в условии. Например: кинематика равноускоренного движения, принципы подобия треугольников.

7. Что из этой области подходит для описания объектов, явлений и процессов, фигурирующих в условии, какие формулы, закономерности, законы.

8. Изобразить задачу визуально. Визуализация может быть с помощью рисунка, графика, чертежа, образа. Можно подключить эмпатию - вжиться в условие задачи или в её объекты и процессы для более полного их представления.

9. Описать объекты, явления и процессы с помощью известных формул, моделей, построений. Выделить известные и неизвестные параметры. Предпринять попытки применения известных знаний для решения задачи. Спродуцировать самые разные, в том числе и "безумные" догадки, версии, предположения, направленные на решение задачи.

10. Реализовать догадки, способы, подходы, которые были получены на предыдущем этапе.

11. Технологично, грамотно и скурпулёзно обсчитать придуманные подходы. Получить результат.

12. Соотнести результат с ожиданием, с условием задачи, с тем, что требовалось. Выполнить проверку решения. Сделать рефлексивный анализ выполненного пути. Сформулировать результаты решения задачи и способы, которыми они получены.

Я думаю, что перечисленные 12 этапов могут охватить значительное число решаемых в школе задач, и главное - они учат универсализму решения любых задач, в том числе и жизненных.

Аналогичным образом можно (нужно!) отнестись и другим традиционным учебным деятельностям, попытавшись найти в них те универсы (в пределе - компетенции), через которые школьные учебные предметы внесут вклад именно в общее образование ученика, а не только в предметное.

А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016