: ХРОНИКА БЫТИЯ

Как выбрать частную школу?

 
 

07.10.2008 г.

Можно ли купить образование?

Сегодня я участвовал в телепередаче на тему "Про частные школы" нового телеканала "PRO Dеньги" телекомпании АТВ (Авторское Телевидение), который вещает на спутниковых каналах Акадо, Стрим, НКС, НТВ+. Программа сразу шла в прямой эфир, с последующими повторами. Редакторы пообещали, что ролик будет выложен на сайт, вы можете его посмотреть (лучше скачать этот видеофайл к себе на компьютер и посмотреть его у себя - 45,7 Мб). Здесь я напишу некоторые соображения по мотивам получасовой передачи, довольно энергично организованной ведущими (участвовали сразу 3 ведущих и я как эксперт - гость программы). Мои заметки не являются стенограммой телепередачи, они охватывают боле широкий спектр вопросов частной школы.

Во-первых, в чём отличие между частным и государственным образованием? Оно не так очевидно, если не считать количество дополнительных предметов в частных школах, малое число учеников в классах и, конечно, плату за базовое образование. По моему мнению, главное отличие - в возможности привлечения дополнительных средств для реализации целей, которые ставит частная школа. Средства, прежде всего, это деньги, платят как правило родители. Предполагается, что они выступают "соинвесторами" образования, организуемого частной школой, которую они выбрали.

О названии

Термина "частная школа" в официальных российских документах сегодня нет, есть термин "негосударственное образовательное учреждение" (НОУ), или -  "негосударственное некоммерческое образовательное учреждение" (ННОУ) - такова, например, организационно-правовая форма нашего Центра дистанционного образования "Эйдос". Термин НОУ, надо сказать, не совсем точный и менее благозвучный, чем "частная школа", которая выражает смысл частной инициативы в организации образования. Когда в 1992 году я учредил свою первую частную школу - она имела юридический статус ИЧП - индивидуальное частное предприятие, потом государство поменяло названия на другие, были введены ООО, ОАО, МОУ, НОУ.  Кстати, МОУ (муниципальное образовательное учреждение) в какой-то степени тоже негосударственное учреждение, поскольку финансируется муниципалитетом. Термин "Частная школа" более точный и исторически сложившийся, он более популярен и сейчас, несмотря на то, что 10 лет его официально в России не существует.

Количество и многообразие частных школ

В Москве сегодня более 200 частных школ, в России - более 1000. Это небольшое количество для 140-миллионной страны, где около 60 тыс. школ. Но ещё меньшим оказывается многообразие частных школ. Большинство негосударственных школ сегодня реализует всё тот же массовый тип образования, который есть в остальных школах. Просто делает это лучше (хотя и не всегда), больше, комфортнее. У меня спросили, чем же тогда отличается обучение в частной и государственной школе, если и там и там требуется выполнять один и тот же стандарт? Да, стандарт один, но изучить его можно по-разному. Можно рассматривать картинку цветка в учебнике, а можно повести детей в оранжерею, где выращивать эти растения, исследовать их.

А вот с многообразием смыслов образования в отечественных частных школах совсем не густо. В начале 90-х гг. прошлого века частная школа ассоциировалась с авторской. Т.е. школа создавалась под идею - свободного развития, диалога культур, самоопределения, вальдорфскую концепцию. Теперь же почти в каждой частной школе обычный набор дополнительных предметов, усиленный английский, компьютеры, подвоз детей на автобусе, ориентация на поступление в вуз и т.п. Если отличия между частными школами и есть, то не в смысловых ориентирах, которые часто носят декларативный характер, например, школа уделяет индивидуальное внимание ученикам, обеспечивает их подготовку в вуз и др.

Между тем, в мировом опыте есть частные школы сильно отличающиеся друг от друга по своим концепциям. Возьмём, например, школу Пифагора, частную по своей сути школу. У него, чтобы поступить в школу, требовалось пройти испытания. Кандидата в ученики запирали на целый день в тёмном подвале с кружкой воды и куском хлеба и предлагали решить задачу. Например, объяснить, что означает круг, вписанный в треугольник. После этого мнение поступающего заслушивала вся школа, причём не всегда его рассуждения воспринимались положительно, он мог получить и насмешки. Только тот, кто достойно выдерживал физические, интеллектуальные и эмоциональные испытания, принимался на первую ступень школы Пифагора. Сложно представить, что какая-либо из наших частных школ будет подвергать поступающих подобным испытаниям. Обычно родителю достаточно уплатить установленную сумму.

О стандартах и ЕГЭ

К сожалению, у нас сегодня на государственном уровне нет определённости с образовательными стандартами, они не устраивают многих. Гиперболизировано отношение к единому госэкзамену, который замещает собой человекосообразные цели и смыслы образования. В этих условиях школам целесообразнее опираться на культурные образовательные традиции, а не на недостаточно обоснованные требования проверяющих органов. Ведь если частная школа будет ориентировать учеников на сдачу ЕГЭ, чему она сможет их научить? Только тому как отвечать на тесты, участвовать в телепрограммах "Такси" или "Кто хочет стать миллионером"? В реальной жизни от человека сегодня требуется совсем не ЕГЭ. Нужно владеть компетенциями иного порядка - уметь ставить и достигать цели, взаимодействовать с людьми, оперировать информацией, применять телекоммуникационные технологии и т.п. Тесты этому не научат.

Многие частные школы в качестве достоинства называют малое число учеников в классах, например, от 2 до 7 человек. Замечу, что в таких классах ученикам бывает неинтересно учиться. Например, согласно дидактическим законам число учеников в группе должно быть примерно 7 человек. Да и теорию ученического коллектива никто не отменял. Макаренко и сегодня "живее всех живых". Например, если ученик будет учиться в малой группе, то как он потом сможет работать в большом коллективе? Школа должна готовить к реальной жизни.

Во время телепередачи прозвучало мнение, что преимущество частных школ в том, что они могут приглашать хороших преподавателей, например, из вуза. Моё мнение: вузовский преподаватель не для школы! Он может, конечно, помогать ученикам, например, которые ведут научные исследования, готовятся к выбору профессии и т.п. Но основным педагогом в школе должен быть именно школьный педагог. Специфика общего образования такова, что вузовский стиль и методы обучения не соответствуют возрастным и иным особенностям школьников.

Ещё один момент с педагогами частной школы. Просто менять одних на других школа не может. Учитель - не морковка, которую можно выдернуть и посадить вместо неё другого. Учительский коллектив, как и ученический, тоже строится на определённых отношениях и иных качествах и чехарда с кадрами, которая, к сожалению, свойственна многим частным школам, отрицательно сказывается на учебном процессе и эмоциональном состоянии школы.

Я бы так сказал - положительный эффект могла бы получить ситуация, когда хорошая муниципальная школа со сложившимся педагогическим коллективом постепенно переходила бы в статус частной школы. Переход может быть не одномоментным, например, в течение нескольких лет.

Плата за обучение

По имеющимся данным сегодня плата за обучение в частных школах Москвы от 20 до 100 тыс. руб в месяц. Хотя у меня есть информация и о более значительных суммах оплаты в некоторых частных школах, до 10 тыс. долларов в месяц и более. Можно сказать, что верхней границы не существует. Потому что иногда сами школы создаются под весьма крупные вложения владельцев фирм.

Кроме того, в одной и той же школе оплата может отличаться для разных детей и их родителей. Директор частной школы, как правило, пойдёт на то, чтобы плата за обучение талантливого ребёнка из семьи среднего достатка была меньше общепринятой. И наоборот, отдельным состоятельным родителям может быть рекомендовано внести более посильный вклад на благо школы.

Частные школы могут вообще освобождать от платы за обучение, либо делать её символической. Например, так происходит в некоторых конфессиональных школах, либо в школах, учреждённых меценатами. Для меня одним из образцов частных школ является школа Л.Н.Толстого. Эта школа была создана великим писателем и педагогом для крестьянских детей и была бесплатной. Толстой создал её с целью практической реализации своей идеи, что образование должно быть свободным, развивающим естественные начала в ребёнке. Он говорил и доказывал практически, что при надлежащих условиях сила мысли крестьянского ребёнка может быть не менее талантливой, чем в произведениях Гёте.

Во время телепередачи прозвучал вопрос телезрителя. Его дочь год училась в зарубежной школе. Но не захотела продолжать там обучения и предпочла вернуться назад в Россию. Вопрос родителя - сможет ли она поступить в нашу отечественную школу, ведь там у неё была другая программа занятий? Что касается государственных школ, то её должна принять любая школа, которая территориально находится по месту регистрации ученика. Относительно подготовленности ученицы возможны испытания, экзамены, или может быть зачтён другой документ об итогах её обучения за рубежом. Всё это происходит уже с ведения директора школы. Меня же в этом вопросе более привлекла сама проблема возвращения ученика из зарубежной школы. Всё-таки для школьного возраста переход в иную культуру не столь безболезнен и прост. Поэтому я бы порекомендовал тем родителям, которые хотят обучать своих детей за границей, не торопиться. Лучше это делать тогда, когда их ребёнок учится в вузе. Школу же целесообразнее заканчивать в своей культурной среде. А если есть желание и возможности поездки в иноязычные школы и страны, целесообразнее делать их кратковременными, не более месяца.

Ещё вопрос - ведущего. Не считаете ли вы, что частным школам следует разрешить коммерческую деятельность, т.е. получать прибыль? Может быть это простимулирует развитие самой системы частных школ? Действительно, по сегодняшнему законодательству негосударственные образовательные учреждения являются некоммерческими, т.е. их целью не может быть извлечение прибыли. Это означает, что все получаемые средства школа должна расходовать на учебный процесс, в том числе и на зарплату педагогам и сотрудникам. Школа может, например, для своих нужд купить собственный пароход или даже ипподром. Но по сути вопроса мой ответ отрицательный: школа не должна вести коммерческой деятельности. Зарабатывание денег - одно, образование - другое. Как говорится, "кесарю кесарево". Купить образование за деньги невозможно. Но с помощью денег можно приобрести условия и средства для образования.

И последнее, как выбрать частную школу для своего ребёнка. Проблема состоит в том, что большинство родителей не знают никакой другой школы, кроме той, которую окончили сами. Им трудно понять, что школы могут быть разными, например, работающих в совсем иных координатах, чем "передача знаний". Многие родители искренне верят, что образование можно "дать". И именно за это они готовы платить деньги. Но образование - не товар. Образование - это внутренний атрибут - качество их ребёнка. Оно может только происходить. А оплатить можно лишь среду, в которой будет образовываться ваш ребёнок.

В завершение сформулирую некоторые рекомендации родителям, которые озабочены выбором частной школы для своих детей.

Как выбрать частную школу?

1. Понять и осознать - что я хочу как родитель? Что нужно моему ребёнку? Не торопитесь формулировать цели за ребёнка. Иногда они могут быть совсем другими, чем вы думаете. Сложность состоит и в том, что ребёнок ещё не в состоянии выразить свои желания или ожидания. Его этому, как правило, не учили. Поэтому полезно воспользоваться а) традиционными научными данными - например, физиологическими, согласно которым известно, что в младшем возрасте неестественным является интеллектуальный крен образования, нужно развивать эмоционально-образные качества; б) различными диагностическими материалами и возможностями - чтобы понять индивидуальные склонности своего ребёнка.

2. При выборе школы выяснить - какие цели декларирует школа? В чём она видит свою миссию? И главное - чем обеспечивается достижение заявленных целей? Если в концепции школы написано "Развитие творческих способностей детей", уточните, какие именно творческие способности находятся в зоне внимания педагогов? Как диагностируется уровень их развития? Как эта цель реализуется в базовых учебных предметах - математике, русском языке, естествознании, истории, иностранных языках? Если директор (его заместитель, классный руководитель) ограничивается общими словами, либо переадресовывает вас к учителям-предметникам, значит он не в курсе того, что реально происходит в его школе, и его заботят совсем другие вещи, а не достижение заявленных школой целей.

Цель, как известно, есть ожидаемый результат. Нужно, чтобы ваши ожидания хотя бы в своей основе соответствовали целям школы, и школа имела убедительный набор средств по их достижению.

3. Выясните реальные образовательные результаты школы. Число поступивших в вузы не является таким показателем. Сегодня вследствие демографической ситуации число мест в вузах начинает превышать число поступающих в них. Многие вузы лихорадочно ищут себе достойных абитуриентов, идут на заключение договоров со школами. К тому же в большинстве вузов есть платные отделения, куда можно без проблем записать своего ребёнка.

К реальным результатам школы относятся прежде всего образовательные достижения (продукты) учеников. Попросите показать вам то, что создано учениками: сборники творческих работ учеников, модели, конструкции, картины, компьютерные программы, журналы, статьи, газеты, видеозаписи и т.п. Не пренебрегайте этим, потратьте время на детальное знакомство с тем, что создано учениками или при их участии. Грамоты и дипломы - формальная составляющая результатов школы, посмотрите то, за что они были вручены.

Попросите показать вам диагностические материалы: образовательные характеристики учеников, данные по отслеживанию их изменений в течение года, нескольких лет, экспертные заключения профессионалов (психологов, педагогов, учёных) об ученических работах и их учебной деятельности. В хороших школах уделяют много внимания отслеживанию образовательной деятельности каждого ученика, заводят специальные дневники достижений, папки с работами и материалам учащегося и т.п. В совсем хороших школах вся эта информация отражена и систематизирована в компьютерном виде.

Взгляните на школьный годовой план, расписание занятий, попросите показать вам образовательную программу школы. У действующей общеобразовательной школы должна быть лицензия. Свидетельство об аккредитации - желательный, но не обязательный документ.

4. Прочувствуйте атмосферу школы. У каждой школы есть свой дух, постарайтесь его уловить. Для этого пройдитесь по коридорам, загляните в кабинеты. Обычно для этого вам могут предложить взрослого сопровождающего - учителя. Замечательно, если вас сопроводит ученик этой школы. Смотрите на то, как вас встречают дети, замечают ли вас, здороваются ли, рады вам или "ходят тут всякие". Школьная мозаика многообразна, но некоторые её характерные особенности вы сможете обнаружить.

Задавайте вопросы ученикам и учителям, сопровождающему. Например, учителю: "Что лучше всего получается у ваших учеников?"; ученику: "Какие были сегодня уроки? Что тебе удалось на них? Что нравится в школе? Чем она отличается от той, где ты учился раньше?"

5. После посещения школы. Запомните свои чувства, поразмышляйте над ними. Систематизируйте полученную информацию по наиболее значимым для вас пунктам. При возможности посетите ещё 1-2 частных школы. Сравните их по вашему собственному набору критериев. Посетите дни открытых дверей в выбранных вами школах. Захватите с собой ребёнка, других членов семьи. Сделайте свой вывод, примите решение.

А.В.Хуторской


---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016