: ХРОНИКА БЫТИЯ

Эвристический потенциал отечественного образования

 
 

28.05.2008 г.

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
член бюро Отделения философии образования
и теоретической педагогики РАО

Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации

Проект плана выступления на Бюро Отделения. См. также более подробные тезисы этого выступления.


1. Актуальность проблемы

1.1. Данные психологических и педагогических исследований: Около 30% учеников начальной школы способны создавать образовательную продукцию высокого уровня (творчества). Среди выпускников общеобразовательной школы таких лишь около 3%. Происходит десятикратное уменьшение креативного образовательного потенциала. Причины.

1.2. Человек – творец. Назначение его образования – подготовка к продуктивной деятельности на благо себя и социума. Сегодня людей оценивают по тому, что они умеют делать, создавать, организовывать, т.е. по достигаемому результату - продукту. Эвристика научает созидать и обеспечивает успех в жизни.

1.3. Обществу (социуму) необходимы люди, способные создавать новое. Для этого передачи знаний от одного поколения к другому – недостаточно. Образование должно стать продуктивно-ориентированным, обеспечивающим приращение, а не репродукцию знаний, технологий и т.п. Инновационная ориентация сегодня провозглашена на уровне Президента и Правительства РФ.

2. Эвристический потенциал образования

2.1. Возможности учеников. Обнаружено, что учащиеся способны создавать образовательную продукцию в изучаемых предметах, которая сопоставима с культурными аналогами. Однако большая часть учащихся не может реализовать свои возможности. Причины.

2.2. Возможности педагогов и школ. Ими признаются эффективность и высокие мотивационные результаты эвристических подходов к обучению. Однако отсутствует готовность к систематическому обучению эвристического типа, нет методического обеспечения. Затруднения вызывают также нетворческие административные ориентиры, формы отчёта и оценки.

2.3. Наличие научно-педагогических основ. Нами разработана дидактическая эвристика – теория и технология эвристического обучения. В её основе метод Сократа, позиции Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, отечественных философов, работы об эвристическом обучении П.Ф.Каптерева, исследования современных психологов (Г.Я.Буш, Ю.К.Кулюткин, В.Н.Пушкин, И.М.Розет), педагогов (В.А.Андреев, В.Н.Воронин, В.Н.Соколов, А.В.Хуторской).

2.4. Дидактическая эвристика – одно из направлений концепции человекосообразного образования, разрабатываемого и реализуемого нами с 1989 года. Для построения моделей и технологий человекосообразного образования введена система понятий: образовательный продукт, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог, открытое задание, образовательная ситуация, происходящий метод обучения, эвристическое погружение, образовательное целеполагание и рефлексия, индивидуальная образовательная траектория, дистанционная эвристическая олимпиада, оргдеятельностный курс, онлайн-защита творческих работ и др.

3. Педагогические условия реализации эвристического потенциала образования

3.1. Отражение эвристического компонента в образовательных стандартах, программах, учебниках для школы, а также в системе педагогической подготовки учителей.

3.2. Наличие методического обеспечения для учебных предметов базового и профильного уровня.

3.3. Модель и технология инновационной деятельности, необходимой для разработки и внедрения системы новшеств – понятий, принципов, технологий эвристического обучения.

3.4. Формы, методы, содержание – обеспечивающие реализацию принципа продуктивности.

3.5. Сопряжение эвристического и неэвристических элементов контроля и оценки образовательных результатов (например, эвристические олимпиады и ЕГЭ). Уточнение области применимости эвристических форм и методов обучения в общеобразовательной системе.

4. Инновационная практика

4.1. Наиболее эффективным и массовым воплощением дидактической эвристики являются дистанционные эвристические олимпиады. Проводятся с 1997 года. Охватывают все учебные предметы – основные и профильные. За 10 лет в дистанционных эвристических олимпиадах приняло участие около 150 тыс. учащихся отечественных школ.

4.2. В рамках гранта РГНФ выполнено исследование «Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад» (проект № 06-06-00243а).

4.3. Разработана действующая модель центра дистанционного образования, осуществляющего распределённую деятельность по освоению школами эвристического обучения. Систематически участвует около 150 школ России.

4.4. Проводится Всероссийская дистанционная ученическая конференция – онлайн защиты творческих и исследовательских работ, а также конкурс «Дистанционный учитель года», построенные на эвристических основах.

4.5. Создана дистанционная научная школа, в которой организуются очные и дистанционные семинары, конференции, работают веб-форумы, ведутся диссертационные исследования.

4.6. Изданы учебные пособия для школьников эвристического типа: «Информатика и ИКТ» в начальной школе, серия очных и дистанционных профильных курсов по всем предметам. Для студентов педвузов изданы учебные пособия с эвристическим компонентом: «Современная дидактика», «Педагогическая инноватика», «Основы обучения». За последние 3 года изданы сборники научных трудов: «Смыслы и цели образования: инновационный аспект», «Компетенции в образовании: опыт проектирования», «Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения», «Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования».

5. Предложения

Результаты проведённого исследования имеют значимость для следующих адресатов и областей деятельности:

5.1. Разработка образовательных стандартов для общеобразовательной школы. Результаты исследования позволяют сделать анализ и корректировку креативной составляющей требований к результатам образования и структуре образовательных программ.

5.2. Учебники нового типа. Разработанная концепция учебника эвристического типа и образцы её воплощения могут быть использованы в ходе создания учебно-методических комплекта, ориентированных на развитие одарённости учащихся. Значимость для издательств, авторских коллективов, инновационных школ.

5.3. Модернизация общего среднего образования. Разработанный механизм дистанционной реализации эвристического обучения имеет практическую значимость для сетевой организации инновационной деятельности отечественных школ, имеющих подключение к сети Интернет. Применение в рамках национального проекта «Образование».

27 мая 2008 г.


---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016