: ХРОНИКА БЫТИЯ

Анализ, самоанализ и рефлексия урока

 
 

12.03.2008 г.

По отношению к проведённому уроку часто используются процедуры, называемые "анализ урока", "самоанализ", "рефлексия". Часто их смешивают или подменяют одно другим. В то же время, содержание этих процедур различно и имеет разные, хотя и связанные цели. Попробуем разобраться.

1. Анализ урока.
Предметом анализа является урок как целое. Такой анализ могут делать все его участники - субъекты: учитель, ученики, присутствующие на уроке педагоги и т.д. Они могут это делать письменно или устно, отдельно или по группам, сразу после урока или спустя некоторое время. Цели анализа могут задаваться внешними рамками или самостоятельно формулироваться каждым субъектом урока. Например, анализу подвергается соответствие содержания урока его целям, концепции учителя или программе школы. Либо анализируется коммуникативная составляющая урока. При любом направлении анализа происходит выявление методических, дидактических и иных особенностей урока, определяющих его назначение, роль и результативность в учебном процессе. Анализ производится на основе той или иной педагогической позиции (концепции). Продуктом анализа являются, как правило, положительные стороны урока, его недостатки, выводы, пожелания. Для проведения анализа урока существуют различные алгоритмы, планы, памятки и т.п.

2. Самоанализ относится, обычно к деятельности самого субъекта урока, а не к уроку в целом. Субъект самоанализа (учитель, ученик) анализирует свою деятельность и свои действия на уроке. Если задачей анализа урока является выявление и оценка структуры и содержания урока - как ячейки, модели учебного процесса, то задачей самоанализа выступает выявление особенностей собственной педагогической или учебной деятельности субъекта самоанализа, выявление успешно применённых методов обучения или учения, фиксация полученных результатов, установление их соответствия поставленным целям и возникающим ситуациям. Самоанализ необходим для перехода к оценке собственной деятельности, её последующей корректировке, планированию дальнейших шагов самосовершенствования.

3. Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей. Как правило, рефлексии подвергается соответствие поставленных (декларируемых) целей реально полученным результатам. Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на уроке? Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов. Например, на уроке в 1 классе учитель применил игру с мячом для развития навыков быстрого счёта, дети должны давать ответ сразу же, как им попадает мяч. После урока одного ученика в коридоре спрашивают: "Что вы делали на уроке?" Он отвечает "Играли в мяч", тогда как другой ученик, или учитель может назвать иной смысл этой же деятельности: "Закрепляли навыки быстрого счёта с помощью игры в мяч". Здесь нет правильного или неправильного ответа. Оба названных смысла урока имеют место быть для разных субъектов, эти смыслы как раз и являются личностными смыслами. Выявление различий в данном случае достигнуто с помощью рефлексивного вопроса "Что это было?". Затем, после того, как учитель узнал, что каждый из детей по-другому понимает происходящее на уроке, чем он сам, у него есть несколько дальнейших путей: а) принять разновариантность образовательных траекторий и работать с ними как с реальностью, опираясь на различия, уча детей видеть и понимать эти различия, жить среди них, б) приводить детей к "правильному", т.е. своему пониманию, выстраивая обучение в авторитарном должнествующем стиле. В любом случае рефлексия - это не столько анализ урока или самоанализ своих действий, сколько выявление и фиксация смыслового поля происходящего с позиций разных субъектов урока и последующая организация коммуникаций по отношению к выявленному многообразию.

Кроме того, рефлексия имеет и сугубо инструментальное значение - как способ решения учебных проблем. Например когда ученик или весь класс не может решить учебную задачу, учитель останавливает предметную деятельность и задаёт вопрос: "Почему мы не можем решить эту задачу?" Поиск ответов на подобный вопрос переводит деятельность учеников с предметного на метапредметный уровень, который, в результате может помочь решить и собственно предметную задачу. В этом случае рефлексивная деятельность чередуется с предметной. Для того, чтобы началась рефлексивная деятельность, необходима остановка предметной деятельности, т.е. нужно перестать решать задачу, и начать выяснять причину затруднения. К самой задаче переход происходит после выяснения причин затруднения и отыскания способов их преодоления.

А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016