: ХРОНИКА БЫТИЯ

Система распределённой деятельности научно-педагогической школы

 
 

11.02.2008 г.

Сегодня на Учёном совете общих проблем образования в ИСМО РАО состоялось обсуждение системы распределённой деятельности нашей научно-педагогической школы. Ниже привожу предварительные тезисы своего выступления. Аудиозапись реального выступления с ответами на вопросы и дискуссиями можно послушать здесь.
 

Обсуждение выступления А.В. Хуторского


Система распределённой деятельности научно-педагогической школы

Тезисы выступления на Учёном совете общих проблем образования ИСМО РАО, Москва,  11.02.2008 г.

Что такое научная школа в педагогике?

Существуют различные понимания научной школы, например, архивно-историческое: научной школой признаётся фрагмент истории науки, фокусирующийся на определённых учёных и их идеях, теориях, учениях. Считается, что только потомки могут с позиции прошедших лет судить о том, была или не была это научная школа, подтвердились ли её положения и т.п. Такое понимание исторически отчуждено от происходящей деятельности, научная школа рассматривается как устоявшийся образец, эталон прошлого, который, при необходимости развивается или используется.

Мы предлагаем инструментальное понимание научной школы. Современные актуальные потребности и задачи в области образования требуют своего научного решения. Не всегда такие решения можно найти в известных и устоявшихся научных школах. Поэтому научные школы рассматриваются как инструмент развития науки, а не как воздание должного заслугам учёных прошлого. Если научные школы принять в качестве технологического инструмента, то при эффективном его использовании можно решать практические задачи и продвигать развитие самой науки.

Научная школа, с одной стороны – средство решения научных задач, с другой – это школа, т.е. система обучения и подготовки учёных. Мы предлагаем следующее определение: научная школа это система обучения учёных и специалистов, направленная на развитие ими определённого научного направления. Для педагогики научная школа является «школой в квадрате», т.е. системой обучения учёных-педагогов, которые сами разрабатывают научные основы обучения в школе. Педагоги-учёные и педагоги-практики, принадлежащие научной школе, работают в установленном этой школой направлении.

Каковы признаки научной школы?

Исходя из понимания научной школы как инструмента развития науки, подготовки научных и педагогических кадров, мы выделяем следующие признаки научной школы в области педагогики:

1. Наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется деятельность всей научной школы.

2. Системообразующая деятельность научного лидера: организационное, финансовое, кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и преемственность положений научной школы.

3. Общность научных интересов представителей научной школы, принятие ими в качестве основы своих исследований проблематики научной школы.

4. Социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы.

5. Наличие экспериментальной базы для педагогических исследований и инноваций.

6. Наличие системы подготовки научных кадров через их включение в научную деятельность по реализации программы научной школы. Проведение семинаров научной школы, публикация трудов.

7. Научная значимость разработок научной школы. Признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами.

Перечисленные признаки могут выступать критериями для идентификации, систематизации научных школ. Например, если научный лидер и его коллеги претендуют на отдельную научную школу, они должны чётко обозначить отличие идей, лежащих в основе своей научной школы, от аналогичных школ – существующих как ранее, так и в других учреждениях, регионах, странах. В результате подобной экспертизы происходит не только научное самоопределение, но и самоидентификация научной школы. Выясняется, выступает ли школа единственным представителем развития определённых идей, или она – одна из многих, кто развивает то или иное направление.

Мы выделяем следующие типы научных школ в педагогике:

1) школа-клуб – явление, когда в сообществе крупных учёных возникает общность взглядов, идей, творческое сотрудничество;

2) школа-коллектив – это научная школа в локальном смысле, применительно к небольшому коллективу, который объединен сложившейся традицией, позицией или задачей;

3) школа как научное течение – система идей, которая имеет продолжительное существование; для таких школ характерно участие в этом течении учёных разных поколений и стран. Например, идеи свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, педагогов-прогрессивистов, - пример научного течения.

По формам деятельности научные школы могут быть очные и дистанционные, локальные и распределённые. Распределённая научная школа не ограничена территориальными рамками или одной организацией. Дистанционность сегодня характеризуется использованием средств телекоммуникаций, ресурсов и технологий сети Интернет.

Любой из типов научных школ реализуется в той или иной форме. Например, школа человекосообразного образования, к которой я себя отношу, принадлежит типу «научное течение», а форма её деятельности – распределённая. Охарактеризую систему деятельности этой научной школы.

Структура распределённой научной школы

Название: Научная школа человекосообразного образования.

Тип: научное течение.

Причины появления: Противоречие между социальной обусловленностью и человеческой предназначенностью системы образования.

Идея, концепция: Идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей.

Учёные-основоположники: Сократ, Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и др.

Учёные-продолжатели: В русле данной научной школы и в смежных с нею направлениях работали или продолжают работать Ш.А.Амонашвили, Г.А.Андрианова, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, Г.Я.Буш, В.В.Гузеев, В.И.Журавлёв, И.А.Зимняя, А.Д.Король, В.В.Краевский, Ю.К.Кулюткин, А.М.Кушнир, А.Н.Лук, М.И.Махмутов, Д.Пойа, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, В.Г.Рындак, В.В.Сериков, Н.Н.Халаджан, Л.Н.Хуторская и др.

Научный лидер: А.В.Хуторской (распределённая научная школа).

Организации-участники: лаборатория методологии образования ГНУ ИСМО РАО, Центр дистанционного образования «Эйдос», школы – экспериментальные площадки.

Миссия: Обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования. Воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.

Области наук: философия, методология образования, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методики обучения.

Цель научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Слоган: «Открой в себе лучшее!»

Организационные рамки: разработана Программа научной школы, составляются ежегодные планы и отчёты, которые реализуются через представителей научной школы. Гранты.

Формы подготовки научных кадров: очные и дистанционные методологические семинары научной школы, августовская конференция, веб-форум научной школы, издание сборников научных трудов, статей в Интернет-журнале «Эйдос», электронных изданий. Диссертационные исследования. Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.

Разработки научной школы, имеющие научную значимость и востребованность:

- учения и концепции: концепция человекосообразного образования, дидактическая эвристика, педагогика русского космизма, ситуативная педагогика, личностно-ориентированная педагогическая инноватика, компетентностный подход (древо компетенций), метапредметное содержание и креативный компонент образовательных стандартов;

- инновационные понятия: человекосообразное образование, эвристическое обучение, образовательный продукт, образовательная ситуация, происходящий метод обучения, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог, индивидуальная образовательная траектория, образовательное Целеполагание, образовательная рефлексия;

- модели и технологии: модель образования как вселения человека в мир, Школа свободного развития, эвристическое погружение, распределенное образовательное учреждение, дистанционная эвристическая олимпиада, дистанционный оргдеятельностный курс, семинар, конкурс, веб-семинар, чат-школа, онлайн-защита творческих и исследовательских работ.

Внедрение, инновации:
проведение Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, ученических конференций, курсов, проектов, конкурсов, Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года». Выпуск 11 электронных рассылок научной школы (15 тыс. подписчиков).

Сайт научной школы: http://khutorskoy.ru/science/index.htm

Форумы научной школы: http://khutorskoy.fastbb.ru

---

Следующим вопросом обсуждалось обоснование темы докторской диссертации Г.А.Андриановой по проблемам инновационного потенциала распределённого эвристического обучения.





А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016