: ХРОНИКА БЫТИЯ

Кому и для чего нужна дидактика? Продолжение

 
 

21.02.2007 г.

Экспертное заключение о перспективных направлениях исследований в области дидактики для Президиума РАО

Продолжение "круглого стола" по дидактике состоялось 28 февраля 2007 года на официальном заседании Президиума РАО. Члены Президиума, внимание которых было занято предстоящими изменениями в Уставе РАО, нашли возможность заслушать плановое сообщение зав. лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики РАО Е.О.Ивановой на тему «Развитие исследований в области дидактики». В виду отъезда из Москвы я на данном заседании присутствовать не смог, но по заданию Отделения подготовил Экспертное заключение на тезисы докладчика. Привожу это заключение.


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по сообщению к.п.н. ст. науч. сотр., заведующей лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики РАО Ивановой Елены Олеговны на тему «Развитие исследований в области дидактики»

Эксперт: Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО

Актуальность постановки проблемы планирования исследований в области современной дидактики обусловлена потребностями меняющейся системы образования – как в России, так и в странах СНГ, всего мирового сообщества.

В данном ракурсе значимыми моментами сообщения выступают следующие положения докладчика:

1. Современной дидактике предстоит осмыслить свой объект, предмет, методы исследования относительно гуманитарного идеала образования, которое содействует всестороннему развитию всех потенций человека.

2. Необходимо переходить от предметоцентристской концепции исследований к культурологической, как более соответствующей человеческой культуре в ее структурной полноте.

3. Актуальны вопросы интеграции культурологического подхода с личностно ориентированным и компетентностным; разработки дидактических условий «движения» учеников по индивидуальной траектории при изучении конкретных учебных предметов.

4. Нуждаются в разработке дидактические основы обеспечения функциональной грамотности как составляющей компетентностного подхода.

5. Проблема изменения подходов к структуре и содержанию образования обусловлены возрастающей ролью открытой образовательной среды, опирающейся на возможности современных информационных технологий, ресурсов сети Интернет.

Считаю оправданной тему исследования лаборатории дидактики ИТИП РАО в 2006-2009 г.г. «Дидактические основания содержания и средств реализации современного учебного предмета». Однако разработка этой темы не должна свестись только к этой отдельной задаче, но именно через ракурс учебного предмета должны быть разработаны перечисленные выше теоретические проблемы общей дидактики.

В сообщении имеются и дискуссионные моменты.

1. На наш взгляд, нуждается в осмыслении и обсуждении утверждение докладчика, что дидактика как наука разделяется на три относительно самостоятельных раздела: философия обучения, теория обучения, дидактическая технология.

2. Не отрицая важности частной дидактики школьного художественного образования, считаю всё же более важными вопросы планирования лабораторией дидактики ИТИП РАО исследований в области общей дидактики.

3. Считаю необходимым при планировании предстоящих исследований учесть различные категории заказчиков на данные исследования - от конкретных учеников, учителей и школ до регионов, государства, межгосударственных образований. Сами учёные не могут выступать единственными заказчиками своих исследований.

В дополнение к названным проблемам дидактических исследований перечислю другие, не менее актуальные, которые, на наш взгляд, должны найти отражение в комплексных планах НИР Российской академии образования:

• Дидактические основы реализации индивидуальных возможностей учащихся в основном и профильном обучении, разработка дидактических условий раскрытия творческого потенциала детей, в том числе одаренных.

• Определение дидактического места и роли единого государственного экзамена, его границ применимости.

• Роль компетенций в изменении целей, содержания и структуры обучения, в создании национальной системы мониторинга образования в России и странах СНГ.

• Дидактические основы дистанционного образования, использования в обучении Интернет ресурсов и технологий.

• Рефлексивный анализ развития дидактики. Выявление особенностей её развития, новых закономерностей, тенденций, перспектив. Роль дидактики в системе других наук.

• Сравнительные дидактические исследования, международный опыт обучения глазами дидакта. Разные типы дидактик, дидактических подходов в России и за рубежом.

• Дидактическая составляющая приоритетного национального проекта «Образование».

Вывод. Предлагаю одобрить основные направления исследований лаборатории дидактики ИТИП РАО и рекомендовать их дополнить перечисленными выше направлениями.

21 февраля 2007 г.


Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО


---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016