: ХРОНИКА БЫТИЯ

Является ли сельская школа малочисленной?

 
 

11.09.2006 г.

Школы на селе - главный резерв и надежда отечественного образования. Те, кто назвал их малочисленными (малокомплектными) - мало понимают в образовании

Две трети школ в России - сельские. То есть большинство. Правда, количество учеников в них меньше, чем в городских школах. Это почему-то некоторые считают недостатком. Между тем, многие великие люди проходили образование именно в школах малых. В Древней Греции, так учитель вообще прогуливался по саду с несколькими учениками, и такие школы оставили след в истории, сопоставимый со всеми остальными школами мира, которые создавались на протяжении тысячелетий.

В малом часто заключено большее.

После окончания пединститута в 1986 году я 3 года работал учителем и завучем в Сашкинской сельской школе Калужской области. У меня был класс, где учились 2 ученика. Конечно, занятия с ними абсурдно было проводить так же, как и с классом в 30 человек. Но у меня и мысли никогда не было, чтобы относится к образованию этих учеников как какому-то малочисленному явлению. Это нормальные ребята, с потенциальным величием не меньшим, чем ученики других школ.

Название "малочисленная" - принижающее. Я считаю, что хорошая школа, а такими иногда и сегодня считают, например, некоторые частные школы с классами, где учатся не более 10 человек, так вот, она по определению должна быть небольшой. А отклонением от нормы я бы как раз считал школы, в которых учится полторы тысячи учеников. О каком личностном обучении или индивидуальной траектории там можно говорить?!

Т.е. небольшая школа - это норма, а школа-гигант, школа-концерн, это и есть отклонение от нормы. Но тогда именно их и надо называть, например, "крупночисленными" школами, школами-монстрами. И привлекать внимание к проблеме их разукрупнения, реструктуризации. Сельская школа в этом случае может служить примером, образцом, а не наоборот.

В конце 1980-х годов, когда в России дистанционное обучение только начиналось, в наших дистанционных проектах принимали участие школьники из-за рубежа. Я тогда был несколько удивлён, когда ученики по-моему, из Канады или из какой-то скандинавской страны, написали нам, что их всего несколько человек, но у них есть доступ к интернет, и они любят участвовать в различных международных образовательных проектах. Собственно, с помощью проектов они и осуществляют своё образование. Не хилое, между прочим, образование! По крайней мере, они уже тогда владели телекоммуникациями лучше, чем многие ученики и учителя современных школ-монстров.

В 1992 году в поселке Черноголовка я учредил свою авторскую школу - Школу свободного развития. В ней обучалось не более 60 учеников. Но эти дети создавали и защищали за один учебный год до 12 индивидуальных творческих работ каждый. Традиционные образовательные стандарты они при этом перекрывали и опережали, а уровень выполнения контрольных нормативов у них был выше, чем в среднем по московским школам. Наш опыт организации обучения в небольшой школе привлекал внимание педагогов из разных городов. На наших семинарах за 5 лет в общей сложности побывало около 700 педагогов, они учились проектируемому и реализуемому у нас образованию.

Можно привести немало убедительных примеров, подтверждающих ценность и эффективность именно школ с небольшим количеством учащихся. Но почему же тогда не уделить им большее внимание в противовес тому, которое сейчас есть среди чиновников и ученых. Ведь что происходит, под предлогом экономической целесообразности сегодня идет процесс закрытия сельских школ с небольшим числом учеников. За несколько последних лет в России ликвидировано около 18 тыс. школ! И это происходит не случайно. Выстраиваются концепции так называемой реструктуризации малых сельских школ. Людей убеждают, что это не так уж и плохо...

Вот, например, что пишет ректор Высшей школы экономики Я.И. Кузьминов: "Лозунг – закроем школу, потеряем село – многие считают неправильным. Школа, как известно, надстройка, и при отсутствии экономической базы она не спасет село и не решит нынешних проблем. Люди будут жить не там, где расположена школа, а там, где есть рабочие места и нормальные бытовые условия. Только тогда они будут рожать детей и думать, где их дети будут учиться".

С таким подходом не согласен начальник Главного управления образования Курганской области Б.А.Куган, который считает, что единственным стабильно функционирующим институтом на селе осталась школа: "Для нас очень важно само присутствие учителя на селе, сельского интеллигента, задающего культурный уровень среде, – говорит он. - Уберите учителя из села, и вы получите деградирующую среду. Сельская школа, без сомнения, является средством окультуривания среды, социальной стабильности сельского социума".

Поддержка сельской школы нужна не только на уровне управленцев или экономистов. Необходима государственная политика по осознанию и развитию образовательного уклада на селе, его многообразию, глубинным культурологическим основам. От ученых-педагогов и дидактов требуются модели различных сельских школ. Они, эти модели, уже и существуют. Назову хотя бы несколько:

1. Исторические модели малых школ. Это, и школа в  Древней Греции, Школа Л.Н. Толстого, западные модели школ, общинные школы на Руси, Школы мастеров и т.п.

2. Современная модель школы с концентрированным разновозрастным обучением. Сегодня такие школы работают под руководством М.П.Щетинин, А.А. Остапенко.

3. Очно-дистантная модель школы. Это тот случай, когда удаленный учитель ведет занятия с отдельными учениками, их небольшими группами. В какой-то степени эту модель реализует Центр дистанционного образования "Эйдос", который проводит дистанционные элективные курсы, онлайн-защиты творческих работ небольших групп учеников из разных городов.

4.  Тьюторство, как модель школы индивидуального образования.

5. Семейные школы, клубы и т.д.

Перечисленные модели школ далеко не единственные. Я убежден, что в разных сельских школах сегодня действуют разные модели обучения. Школы в якутских улусах имеют своеобразие, как и сельские школы центральной полосы России. 

Проблема - отсутствие образовательной системы, учитывающей своеобразие сельских школы.  Что же требуется от ученых-педагогов, чтобы осуществлять проектирование образования на основе анализа имеющегося на селе уклада?

- Исследовать существующую практику на селе и выявить, обосновать действующие модели обучения в разных сельских школах;

- Определить специфические стандарты и учебные программы для разных типов сельских школ, пусть это будет называться национально-региональным или школьным компонентом, это не важно. Важно, чтобы специфика моделей обучения была осознана и явно выражена;

- Разработать особый вариант базисного учебного плана (БУПа), который учитывал бы специфику различны моделей школ. Например, у нас пока нет БУПа и соответствующей нормативной базы, с помощью которых сельская школа могла бы осуществлять обучение, например, всех учеников в одном месте (классе), а такое часто встречается, когда объединяют несколько классов и занятия ведёт один учитель. Нет и БУПа для асинхронного дистанционного обучения, когда разные ученики в разных местах учатся в разное время. Как при этом рассчитывать нагрузку их учителю?

- Для сельских школ с малым количеством учеников требуются особые педагогические технологии, формы и методы обучения. Им почти не учат в пединститутах, в результате их выпускники, входя в класс, где сидят 1-2 ученика, ведут для них лекции с указкой у доски.

Технологии обучения в сельской школе пригодятся и в городской. Крупночисленные школы тоже могут уменьшать количество учеников, например, разбивая детей на группы.

- Для каждой модели школы нужны свои учебники, построенные именно на основе принципов данной модели. Нужна и специфическая подготовка педагогов для тех или иных моделей школ.

Какова главная проблема реализации намечаемых нами подходов? Самая основная проблема - это существующая сегодня однозаданность. С точки зрения чиновников им удобнее, чтобы во всех школах, и городских, и сельских, было что-то одно. Так легче проверять, контролировать, сравнивать. Но в малых школах, более, чем в крупных, выражено особенное, своеобразное. И эта многовариантность - условие приближения образования к ученику, его поселку, региону.

"Не хочу обижать городские школы, но они больше похожи на жесткий конвейер, - говорит один из директоров малочисленных сельских школ. - А у нас - три ступеньки, трава, лес рядом - душа поет. Если малая школа погибнет, такое ощущение, что погибнет и та Россия, которую мы знаем..."

© А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016