: ХРОНИКА БЫТИЯ

Ничего себе, сходил за атласом

 
 

03.07.2006 г.

Какие книги сегодня продаются по образованию и педагогике? По следам посещения одного книжного магазина.
 

Сегодня совершенно случайно посетил один из самых крупных книжных магазинов - "Московский дом книги" на Новом Арбате.

Получал в Эстонском посольстве визу для поездки на августовскую конференцию в г.Нарва по приглашению Тартуского университета. Сделали деловую визу довольно быстро, всего за 3 дня. Припарковался где-то на Арбатской площади и, чтобы выехать оттуда, мне потребовался новый автомобильный атлас. Где его купить? Конечно же, в знакомом с аспирантских времён книжном магазине на Новом Арбате. Что в результате получилось, читайте ниже.

Надо сказать, за последние годы бумажные книги для меня стали чем-то отдалённым, почти как из прошлой жизни. В книжные магазины захожу не чаще, чем 2 раза в год. Подавляющую часть текста читаю и пишу на компьютере. Даже художественные книги читаю на КПК, потому что это удобно, особенно в дороге. Конечно, в моей библиотеке много книг, но доля работы с ними ничтожно мала по сравнению с электронными материалами. И если лет 10 назад я ещё пытался распечатывать почти всё, что набиралось на компьютере, то теперь принтер используется довольно редко.

Так вот, первый отдел в Московском доме книги, в который меня притянуло, - антикварный. Заметил там маленькую брошюру своего земляка - Константина Эдуардовича Циолковского. Брошюра техническая, про ступени ракеты, 1932 года выпуска, тираж 2000. Цена приличная - 10 500 руб. А вот другая его брошюра - довольно известная философская работа "Монизм Вселенной" - почему-то стоит меньше - 7 500 руб. Но всё равно приятно, что у нас довольно высоко ценят, причем в буквальном смысле, одного из основателей Русского космизма.

Итак, это первые два зерна, неожиданно найденные на пути приобретения атласа автомобильных дорог. Покупать я их не стал, поскольку эти работы у меня есть в более современных изданиях К.Э.Циолковского.

Далее, на второй этаж - в учебно-методическую литературу, разумеется. Атлас был отложен напоследок.

Поразило обилие книжонок про ЕГЭ. Ну надо же, во что превращают образование! И ладно, если бы не меньше было книг по олимпиадам, творчеству и исследованиям школьников, а то ведь ничего этого и днем с огнем не сыскать. Из сотен книг и учебников по разным учебным предметам я нашел только 4 брошюры для учащихся, которые посвящены ориентации не на формальные результаты, а действительно внутреннему сущностному образованию. Перечислю эти книжки, которые я положил в свою покупательскую корзину:

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ , 2006. - 64 с.

Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 192 с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение , 2004. - 175 с.

Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. - М.: 5 за знания, 2006. - 96 с.

Вот и всё, что касается литературы для учащихся. Теперь о книгах для учителя. Купил две полезные книги по уроку:

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. - 336 с.

Татарченкова С.С.
Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательско-полиграфический центр "КАРО". - 2005. - 448 с.

Книга про режиссуру урока написаны живым языком, с элементами театральной педагогики, и очень важно - имеет научные основания, недаром эта книга была удостоена диплома Минобразования РФ и переиздаётся уже третий раз. Вот например, заголовки из этой книги: "Режиссура дружественного настроя на занятии", ""Каким медом намазать урок, чтобы он "разгильдяю" по вкусу пришелся?" Рекомендую эту книгу учителям-практикам для непосредственного применения, а авторам и методистам - в качестве образца, как можно и нужно писать про уроки.

Книга С.С. Татарченковой "Урок как педагогический феномен" - это, своего рода, реферат, изложенный автором по мотивам различных источников. Здесь собраны полезные и актуальные материалы, относящиеся к истории урока, его современной структуре, даны советы учителям по подготовке разных типов уроков.

Обеспокоил меня в этой книге один момент. Обнаружил  раздел "Эвристическое обучение", где собраны отрывки из моих книг, относящихся к проведению эвристических занятий. К сожалению, в этой книге нет культуры цитирования, из-за чего читатель может и не понять, что 10 страниц текста про эвристические уроки - это адаптированный текст А.В.Хуторского, а не того, чье имя значится на обложке этой книги. Да и в следующем разделе, где идет речь о личностно-ориентированном обучении, я обнаружил много своих текстов (то что сам пишешь, помнишь иногда дословно), а ссылок на А.В.Хуторского там уже нет совсем. Это уже смахивает на плагиат. Нехорошо, товарисч С.С. Татарченкова, поступаете!

Другие материалы этой книги не анализировал, но могу предположить, что С.С.Татарченкова является скорее не автором, а составителем этой книги, который обработал заимствованные материалы. Тогда так и надо было написать.

На следующем стеллаже меня ждала целая серия брошюр по профильному обучению под ред. чл.-корр. РАО д.п.н. А.П.Тряпицыной. Приобрёл 80-страничные пособия "Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении",  "Образовательная среда профильного обучения", "Информационная работа в условиях профильного обучения" и более крупную книгу "Самоопределение личности школьника в профильном обучении".

Молодец, Алла Прокофьевна, очень важная и нужная у вас получается серия. Ведь в принципе, профильное обучение - это прежде всего, обучение. Поэтому к нему могут быть отнесены практически ВСЕ заголовки других книг про обучение. Пожелание только одно - чтобы всё-таки найти специфику именно ПРОФИЛЬНОГО обучения. Меня, например, интересует, чем всё-таки учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении отличается от учебно-исследовательской деятельности школьников просто в обучении? С удовольствием обсужу подобные вопросы на своём форуме.

Идём дальше. А дальше - педагогика и дидактика. Очень понравилась большая толстая книга: Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 603 с. Не пожалел 213 руб, чтобы получить возможность иметь добротное изложение истории развития образования, пусть и адресованное студентам педвузов.

Приобрел также примечательную книжку: Коржуев А.В., Попков В.А. Современная теория обучения: Общенаучная интерпретация: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академический проект, 2006. - 160 с. Понравился философско-методологический подход к анализу сущности обучения. Интерес продиктован также тем, что совсем недавно совместно с Володаром Викторовичем Краевским мы подготовили книгу "Основы обучения. Дидактика и методика", которую выпускает Издательский центр "Академия". Работы, связанные с теоретическими основами обучения считаю сегодня весьма актуальными.

Ещё две книги пополнили мою корзину, это: Проблемы школьного учебника: XX век: Итоги / Под ред. Д.Д.Зуева. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.; Учебник: создание - выбор - обучение. - М.: Современный гуманитарный институт , 2006. - 256 с. Оба издания - сборники статей ученых и методистов по вопросам проектирования учебников. Главным образом, это статьи из серии книг, которые были изданы в 1971-1991 гг. под редакцией Дмитрия Дмитриевича Зуева. Конечно, это был уникальный проект. Ничего подобного сегодня нет, к сожалению. Даже робкие попытки некоторых ученых рассмотреть проблемы создания электронных учебников пока не выходят за технократические рамки. Теория учебника замерла...

Почти как старого знакомого встретил книгу: Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 464 с. С самим Натаном Семеновичем я не знаком, но его работы по развитию одаренности детей  мне всегда были интересны. Особенно, когда я писал книгу "Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения".

Ну и ещё один раздел в доме книги - он оказался довольно скромный, в одну полочку - это общая и частная методика для учителей-предметников и студентов педвузов. Таких книг сейчас почти нет! Я приобрел здесь две из трёх имеющихся общих методик: Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 248 с.; Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.

Первая книга будет весьма интересна не только учителям математики, но и другим педагогам, во многом благодаря тому, что её автор видит учебный предмет шире, чем обычный методист, видимо, потому, что он кроме математики занимается ещё и психологий. Единственное, что мне в этой книге несколько раз резануло слух, это слова "такой-то правильно пишет о том-то..". Очень уж любят многие ученые, да и учителя, это словечко "правильно". Прямо как Маяковский, который всем объяснил, что такое хорошо, а что такое плохо. Как можно уверенно знать, что есть правильно, а что нет? Вот ведь и не самый глупый человек - Понтий Пилат, и тот спрашивал у Иисуса "Что есть истина?" А сегодня почти любой автор методики знает, как правильно надо делать, а как неправильно. Слава Богу, мы в своих эвристических олимпиадах отказались от "правильных" ответов и предлагаем детям открытые задания без заранее известного результата. Ну нельзя же всё время жить в иллюзии, что ты на всё знаешь правильный ответ. Это неправильно ;-)

И вновь об эвристике в обучении. С интересом прочитал параграф книги, где Л.М.Фридман описывает эвристические методы поиска способа решения задач. Вот как он их называет: метод разбиения задач на подзадачи, метод преобразования задачи, метод моделирования, метод введения вспомогательных элементов. Все эти методы проиллюстрированы примерами из алгебры и геометрии и у меня не вызывает сомнения их полезность при решении задач. Единственное сомнение в том, что они эвристические. С точки зрения того, что эти методы позволяют ученику создавать свой новый образовательный продукт. В приведенных примерах ученик с помощью данных методов решает задачу с заранее известным ответом. Пусть, этот ответ ему был неизвестен, но ведь в заданиях и в данных методах в принципе не заложена возможность получения нового математического результата. Получается, что указанные методы являются алгоритмическими предписаниями по решению задач с известными решениями, а не методами эвристики как науки о создании нового. Вот если бы с помощью этих методов ученики приходили к своим решениям или создавали свои способы решений, тогда, да, новый продукт был бы налицо. А так получается, что это не эвристические методы, а технологии решения задач.

Вторая книга - по общей методике обучения русскому языку - подтвердила тот неприглядный факт, что многие методисты до сих пор не понимают и не принимают роли педагогики и дидактики в сфере их деятельности. Посудите сами, в самом начале своего учебника Т.М.Воителева пишет:

"Объектом методики преподавания русского языка выступает сам язык" (с.7).

Вот это да! А я всегда считал, что объектом методики преподавания является само преподавание. Здесь же, во-первых, автор вместо обучения, которое написано в названии книги, почему-то оставляет только преподавание, разве это синонимы? Во-вторых, считает что язык, который выступает объектом в лингвистике, является объектом педагогической дисциплины, каковой и является методика обучения русскому языку. С этим невозможно согласиться, методика - именно педагогическая, а не лингвистическая наука.

Далее - не менее спорное утверждение автора:

"Предметом методики преподавания русского языка является усвоение языка и обучение речи в условиях учебного процесса" (с.7).

Я не лингвист и не методист по обучению языкам, поэтому сошлюсь на В.В.Краевского, с которым мы подготовили книгу по вопросам взаимодействия методики и дидактики. Он работал в своё время методистом в области обучения иностранным языкам. В своих работах Володар Викторович показывает, что речь и язык - объекты лингвистики. Усвоение языка - это предмет, скорее, психологии, чем методики. Получается, что Т.М.Воителева, определяя объект и предмет методики, обходится без педагогики. Т.е. не считает методику педагогической дисциплиной.

Надо сказать, что такая точка зрения появилась не сегодня, ей уже как минимум лет шестьдесят, с тех самых пор, когда Л.В.Щерба основой методики обучения русскому языку предложил считать лингвистику, а не педагогику или дидактику. Аналогичная позиция присутствует и в других учебных предметах, когда довольно именитые методисты считают, что, например, основой методики обучения физике является физика. Тем самым они лишают методику статуса педагогической дисциплины и пытаются выводить её непосредственно из физики. Но ведь у физики нет задачи обучения! Такая задача присуща только педагогическим наукам! Этого они никак понять не хотят. В результате перегружают содержание учебных предметов научным материалом, игнорируя педагогические, психологические, физиологические и другие факторы человековедческих наук.

Итак, это лишь беглая характеристика приобретенных мною книг. Надеюсь, я к ним ещё вернусь и рассмотрю более подробно. Сейчас же мой путь ведёт к кассе, около которой предусмотрительно лежат стопочки с дорожными атласами Москвы.

Итого, за перечисленные книги, плюс ещё 3-4 брошюры и атлас дорог мне пришлось выложить на кассе 2461 руб (выложить - слово относительное, поскольку расплачивался кредитной картой MasterCard). Недешево сегодня обходится методическая литература. Не каждый учитель, да и вузовский педагог, готов выложить почти 100 долларов за нужные ему книжки. Видно, и я нескоро ещё побываю в книжном магазине...

На этом мое посещение Московского дома книги закончилось. Как говорится, ничего себе, сходил за атласом.

© А.В.Хуторской

---

Отклик В.В.Краевского:

Прочитал рассказ о покупке атласа. Публикация получилась славная, времени на неё не пожалели. Очень хочется надеяться на пользу от неё. Меня по личным соображениям порадовало, что из моих слабеющих рук подхвачена полемика с методистами, не соображающими ничего, как и раньше.

Небольшая неточность: Щербы сорок лет назад уже на свете не было, а высказывался он таким образом в 1940-годах, так что добрых шестьдесят лет миновало, да и побольше того. Когда я в 1954 поступил в аспирантуру, слоган насчёт принадлежности методики к лингвистике мы уже знали наизусть. Может быть, вам повезёт победить ту крепость, о которой Маркс выразился так: "Человеческий череп - самая неприступная крепость в мире". А может быть, вашим внукам.

Будем же надеяться!

Yours,
VK

P.S. Так атлас купили или нет?
 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016