: ХРОНИКА БЫТИЯ

Куда ты мчишься, информатика?

 
 

30.05.2006 г.

Что ради чего: информатизация для человека, или человек для информатизации

 

Для начала предложу вам, уважаемый читатель, небольшой тест на самоопределение. Считаете ли вы, что:

  • вы отстаёте от информационного прогресса и от темпов развития цивилизации?

  • ваше сознание недостаточно глобализировано и не соответствует требованиям современного информационного общества?

  • вам не хватает новых информационных потребностей?

  • вам надо сокращать свой "цифровой разрыв" с другими странами и регионами?

  • ваше информационное отставание от передовых стран недопустимо и является стратегически опасным для вашего будущего?

Если на все перечисленные вопросы вы ответили утвердительно, то именно про вас шла речь в докладе гл. науч. сотрудника Института проблем информатики РАН К.К.Колина на сегодняшнем заседании бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Я на этом заседании выступал в качестве эксперта по данному докладу, поэтому познакомился с тезисами заранее и выступил после докладчика.

Сразу хочу предупредить, что мои ответы на приведенные выше вопросы теста отрицательные. Я не считаю, что мне надо сокращать свой "разрыв" с кем бы то ни было. Хотя, разумеется, я допускаю и даже уверен в том, что все люди, а также разные общества отличны друг от друга, что им необходимо уметь взаимодействовать друг с другом. Но совсем не обязательно бежать без оглядки туда же, куда бегут другие.

Я не уверен и в том, что существует единая и общая для всех цель развития и движения. Научно-технический или любой другой прогресс, не может и не является для меня однозначно необходимым для всех.

С этих позиций я и рассматривал упомянутый доклад, который, надо сказать, по своему содержанию довольно типичен для специалистов в области технических наук, а также для чиновников и политиков. Суть доклада можно свести к тому, что вокруг бурлит сплошная информатизация и поэтому нам всем надо срочно изменить всё - систему образования, своё мышление, потребности, и броситься сломя голову догонять США, Японию, иначе у нас не будет светлого будущего.

Политиков и чиновников понять можно, выдвигать ориентиры и устремляться к ним - это условие их существования. Поэтому они зачастую не прилагают усилий для того, чтобы научно обосновать и грамотно спроектировать направления движения. Им нужно само движение. В случае чего, у них всегда есть "крайний" - президент, министр или другой руководитель, который указал на необходимость "того-то". Есть также привычные иноземные конкуренты, которых надо догнать и перегнать.

Вот и у сегодняшнего докладчика дважды упомянут В.В.Путин, один раз Кофи Аннан, по нескольку раз ООН, Госдума и Правительство РФ, различные саммиты.

А где же в докладе учёные? Почему бы при разработке темы "Становление информационного общества и философские проблемы образования" не привести результаты исследований философов, социологов, педагогов? Согласен, что таких ученых, занимающихся подобными проблемами, не так много. Но это не повод, чтобы совсем исключить их из рассмотрения и заменить на политиков и чиновников.

Отнесусь к главным тезисам доклада. Отличительными чертами современной глобальной информационной революции докладчик называет, в частности, следующие:

- "Распространение цифровой техники и цифровых  технологий далеко за пределы информационной сферы общества, их проникновение в науку, образование, культуру и экономику". - С этим не поспоришь, конечно, это так.

- "Беспрецедентные в истории человечества новые возможности усиления интеллектуальных и творческих способностей человека на основе использования средств информатики и новых информационных технологий". - Возможности, конечно, есть, но чтобы их реализовать, недостаточно средств информатики и технологий, нужны средства наук, которые специально занимаются способностями человека, такие, как педагогика, психология.

- "Формирование нового, информационного миропонимания и мировоззрения, которые существенным образом изменяют современную вещественно-энергетическую Картину Мира, научную парадигму и методологию научных исследований". - Влияние, безусловно, есть, но я бы не считал информационное миропонимание и мировоззрение главными причинами изменения картины мира.

Теперь отмечу предложения К.К.Колина, с которыми я не согласен.

- "Формирование информационного общества, основанного на знаниях,  - это главное направление развития цивилизации в 21-м веке". - Общество, основанное на знаниях, это инвалид. Ни общество, ни отдельный человек не состоят и не могут состоять лишь из знаний. Человек гораздо богаче, в нём есть духовная, культурная составляющая, эмоционально-ценностная, физическая, психическая и т.д. и т.п. Ограничивать свои ориентиры знаниями - это скатываться на позиции сциентизма.

- "Необходимо формировать и новую информационную культуру общества, включая также и ее лингвистические аспекты, и проблемы образования, без решения которых невозможно появление у людей новых информационных потребностей". - Формирование новых потребностей - это задача скорее бизнеса, но не всего общества и системы образования.

- "Проблема отставания общественного сознания от современных темпов развития цивилизации, в особенности, в информационной сфере общества". - Общество, на мой взгляд, это и есть часть цивилизации. Как же тогда его сознание может  отставать от самого себя?

Докладчик опирался на результаты Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика", который проходил в 1996 году в Москве. Именно тогда Российская делегация, в которую входил и К.К.Колин, предложила концепцию изучения проблем информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины в системе опережающего образования.

Замечу, что мне также довелось быть участником этого Конгресса. Это был  действительно солидный форум, в котором участвовало более 1200 представителей 39 стран-участниц ЮНЕСКО. С тех пор прошло 10 лет и многое из того, что тогда планировалось не оказалось оправданным. Например, были явно завышенные планы развития системы дистанционного обучения в России. И мой вопрос докладчику был такой:

- Как вы считаете, по прошествии 10 лет, насколько реализовались те планы, которые предложила Россия для себя в области информатизации образования? Что из этих планов сегодня реализовано, что нет и почему?

Докладчик ответил, что примерно половина планов реализована. Какова же причина? На мой взгляд, причина в том, что либо планы были составлены нереалистично, либо их выполнение не было обеспечено. Я убежден, что и сегодня мы не сможем поставить обоснованные цели и наметить планы, если не будем опираться на научные исследования и их результаты.

И в вопросах образования в первую очередь должны использоваться результаты гуманитарных исследований и наук, а не технических. Философия, педагогика, психология, социальные науки, т.е. те, которые изучают Человека, а не "железки", именно они должны иметь приоритет при любых попытках определить ориентиры будущего человечества.

Уже не в первый раз я предлагаю многим уважаемым техникам и технологам, инженерам, которые с увлечением прославляют цифровые, сетевые и т.п. достижения, сформулировать и ответить на главный вопрос: что первично, а что вторично? Человек или техника? Человек или информация? Человек или глобальные процессы, прогресс и т.п.?

Ответы на эти вопросы можно найти и самостоятельно, если попробовать понять, что предлагают технические специалисты. Как правило, они формулируют свой заказ к системе образования с целью освоения их новшеств. Например, сегодня уважаемый докладчик приводил примеры новых гибких мониторов, мобильных телефонов с телевизионными программами и др. С какой целью? Чтобы система образования готовила людей к их применению. Т.е. образование здесь предлагается считать вторичным по отношению к технике.

В то же время, основными проблемами информатизации общества, являются, на мой взгляд те, которые связаны с изменениями в самом человеке. В 2004 году мы проводили Всероссийскую конференцию на тему "Человек и его изменение в в телекоммуникационных системах". На эту конференцию был выделен грант РФФИ, я был председателем оргкомитета. Участники обсуждали проблемы влияния телекоммуникационных систем на человека, а также вопросы проектирования данного влияния в контексте междисциплинарной проблематики. Участвовали психологи, социологи, педагоги, представители церкви. И одним из главных вопросов был именно человеческий фактор.

Что же делать, чтобы телега не катилась впереди лошади, т.е. сначала шел человек, а за ним и для него - информатика. На мой взгляд, необходим следующий порядок в организации исследований.

1. Выявить и сформулировать действительные проблемы и потребности Человека, которые могут быть решены с помощью информационных средств, возможностей и технологий. Не изучать и осваивать эти технологии только потому, что они есть, а определить их роль в личном благополучии и успешности жизни каждого человека и всех вместе.

2. Установить, что главное в образовании - человек, а не информатика (и другие учебные предметы, которые являются не целью, а средством образования).

3. Обозначить философские проблемы образования, связанные с его информатизацией. Определить методологические подходы к их решению, опираясь на имеющийся научный базис. Например, я считаю, что в решении проблем виртуального обучения уместны не только современные научные данные, но и работы отечественных философов - представителей, так называемого русского космизма. В их время не было компьютеров, но человек и информация существовали. Потому исследованные тогда подходы "к бытию" человека вполне могут подойти и к нашему времени.

4. Опираясь на выявленные проблемы и выбранные основания, сформулировать новый образ системы образования, к которому необходимо переходить для решения проблем развития и образования современного человека. Имея такой образ, сравнивая его с нынешним состоянием образования, можно определить характер и вектор предстоящих изменений, а также типы новшеств, необходимых для разработки и внедрения.

5. Постановка целей (изменение целей) системы образования произвести на основе гуманитарной парадигмы, с учетом информационной составляющей, но не наоборот.

6. Имея образ будущего образования, а также разработав систему целеполагания по переходу к нему, определить отдельные направления исследований в различных науках и областях деятельности.

7. По результатам исследований, с опорой на педагогическую инноватику, осуществлять планирование, разработку, внедрение и освоение педагогических новшеств в отечественную систему образования.

Данный подход с прогностической точки зрения поможет избежать невыполнения планов, поскольку планы будут обоснованы с позиций главной цели и смысла существования человека.

© А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016