Как ученику представить свою работу
29.10.2017 г.
Рекомендации по подготовке к ученической
конференции
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
2–4 ноября 2017 года проводим VI Всероссийскую ученическую конференцию «Эйдос»
в Москве. 162 участника (ученики и педагоги).
Вот отрывок из моих рекомендаций участникам конференции:
1. Во время выступления ученикам нужно говорить ТОЛЬКО о собственных
результатах. Не нужно пересказывать то, что они где-то узнали, прочитали или
«скачали». Докладывается только личный продукт, полученный исключительно
учеником. Никакой чужой информации пересказывать не надо. Любые неавторские
тексты на конференции не рассматриваются.
2. О соавторах работ. Наша позиция – у одной работы должен быть один автор. Если
всё-таки автор не один, то должны быть серьёзные основания, о которых нужно
чётко заявить и обосновать. В любом случае во время выступления каждый из
соавторов говорит о своём личном вкладе. Кстати, дополнительного времени на
такие выступления у соавторов может и не быть.
3. В названии темы лучше указывать серьёзные вопросы, связанные с изучаемым
предметом, а не «бирюльки». Тема работы должна соответствовать поставленным
задачам, проблеме, методам.
4. У многих учеников - авторов работ, отсутствует методологическая грамотность,
прежде всего, в постановке целей работ. Цель – это предвосхищаемый результат –
продукт. Цели должны обязательно включать личную значимость для ученика (чётко
назвать, зачем эта работа и её результат нужны именно ученику), а также
значимость для других – указать кому ещё нужны результаты выполненной работы,
кто её заказчик, почему заинтересован в полученных результатах.
5. Полученные в работе результаты должны иметь очевидную пользу, а не носить
чисто тренировочный характер по учебному предмету. Практическая востребованность
работы должна быть названа чётко и конкретно. Возможно обоснование прибыли или
прихода от реализации результатов, монетизация полученных результатов.
6. Полученные учеником результаты часто не относятся к выбранной учебной теме
или предмету. Например, «математическая сказка» относится к литературе, а не к
математике.
7. У участников недостаточно развиты навыки выступлений перед аудиторией. Нужно
позаботиться о наглядности результатов работы, чтобы всем всё было видно,
обращаться к участникам секции, улыбаться, источать радость и вдохновение. Речь
нужна не монотонная, а с паузами, смотреть в глаза слушателям, задавать им
вопросы, улыбаться. Вполне возможна жестикуляция руками. Очень хорошо, если
ученик раздаст слушателям какой-нибудь предмет или предложит что-то сделать.
Заранее дайте ученикам потренироваться в выступлении, но не нужно крайности –
зазубренного пересказывания. Выступление должно быть естественным рассказом для
аудитории. И не надо говорить обо всём, лучше меньше, да лучше. Если работа
ученика заинтересует ребят, они зададут ему вопросы.
8. Ученики (и учителя), к сожалению, не всегда владеют навыками задавания
вопросов. Обязательно потренируйтесь в задавании разных типов вопросов (зачем,
почему, когда, где, для чего и т.п.). Можно задавать вопросы: на понимание, на
решение проблемы, о противоречии. Содержательность вопроса – ключевой параметр,
который также будет оцениваться.
9. Не только задавать, но и отвечать на вопросы нужно учить. Вопрос – это повод
раскрыть свою работу, её новые грани.
10. Полезно иметь форменную одежду и аксессуары, сменную обувь.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как ученику представить свою работу. Рекомендации
по подготовке к ученической конференции.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
29.10.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1029/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|