Тринадцатая ошибка ФГОС: оценка ценностных ориентаций ученика
10.04.2016 г.
Ценностные ориентации ученика - разработчики
нынешних ФГОС решили их не оценивать. Это продолжение статьи "12
ошибок ФГОС"
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Ещё одна ошибка ФГОС - законодательный запрет на оценивание таких
образовательных результатов, как ценностные ориентации обучающегося.
Речь не идёт о том, чтобы ставить пятёрки или двойки за ценностные
ориентации ребёнка, речь идёт о том, чтобы проектировать, наблюдать,
диагностировать и оценивать их развитие и становление. И оценка -
это совсем не обязательно отметка в баллах. С точки зрения таких
наук, как педагогика и дидактика, всё, что формулируется в виде
образовательных целей, подлежит достижению, диагностике и оценке.
Если стандарты официально это отрицают, такие стандарты не имеют
научного обоснования и являются субъективным произволом их
разработчиков.
Возможно, что разработчики ФГОСов просто не знают, как оценивать
ценностно-смысловые образовательные результаты. Так и представляю их
диалог:
- Коллеги, у школьников по идее в качестве образовательных
результатов должны быть ценностные ориентации, да?
- Конечно!
- Хорошо, а как их нам оценивать? Включить в ЕГЭ?
- Можно было бы и в ЕГЭ, только нет такого учебного предмета.
- Что же тогда делать?
- А давайте напишем, что их не надо вообще оценивать. Дело-то
личное, даже интимное.
- Правильно! Скажем, что достигать личностные результаты надо, а
оценивать их не надо! Учителя нам только спасибо скажут!
- Ну, на том и порешили.
Итоговая формулировка во ФГОС: "К результатам индивидуальных
достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся
ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные
характеристики". (Источник:
http://минобрнауки.рф/документы/543,
приказ от 6 октября 2009 г. № 413 в ред. от 29.12.2014 № 1645).
Неверная это формулировка. В принципе неверная. Кроме всего прочего
зачем-то сюда включены "индивидуальные личностные характеристики",
которые сами как раз и являются одной из форм оценки образовательных
результатов.
И ещё один "перл" разработчиков нынешних ФГОСов. После уже
процитированного мною научно необоснованного положения: "К
результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим
итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и
индивидуальные личностные характеристики" - в стандартах написано и
вовсе какое-то недоразумение:
"Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться
в ходе различных мониторинговых исследований" (Источник:
http://минобрнауки.рф/документы/543,
приказ от 6 октября 2009 г. № 413 в ред. от 29.12.2014 № 1645).
То есть, по мнению авторов стандартов оценка индивидуальных
ценностно-смысловых достижений учеников не нужна, а нужна некая
"обобщённая оценка этих и других (!) личностных результатов. Что это
за "обобщённая оценка" и какие "другие" личностные результаты
имеются в виду, ничего об этом не сказано. И как вообще получить
обобщенную оценку? Как среднее арифметическое оценок выявленных у
детей ценностей? Но они же "не подлежат оценке". Получается
замкнутый круг. И что за "различные мониторинговые исследования"
имеются в виду?
К сожалению, подобных "ляпов" в законодательно утверждённых ФГОСах
множество. Те, кто руководили разработкой ФГОСов (Асмолов А.Г.,
Кондаков А.М., Кезина Л.П. и др.) не смогли сделать профессиональный
документ, который консолидировал бы усилия педагогов по обучению
детей и развитию отечественного образования. Научно необоснованные
стандарты, которые содержат ошибки, должны быть заменены или
максимально модифицированы.
P.S. Претензии педагогического сообщества к качеству ФГОСов звучат
давно. См., например, "Открытое
письмо против утверждения проекта стандарта среднего (полного)
образования, разработанного под руководством Л. Кезиной и А.
Кондакова". За 5 лет можно было внести в них исправления. В
любом случае это всё-равно предстоит сделать.
Для ссылок:
Хуторской А.В. Тринадцатая ошибка ФГОС:
оценка ценностных ориентаций ученика
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
03.08.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|