О метапредметной грамотности. Типичные ошибки учителей. Дискуссия
15.03.2016 г.
О метапредметной грамотности. Типичные ошибки
учителей, которые выявлены во время выездных семинаров
Института образования человека
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Наш Институт образования человека проводит выездные семинары в
школах Москвы и других регионов России. До семиаров и во время их
проведения происходит диагностика участников.
Типичные ошибки учителей, которые выявлены на выездных семинарах,
проводимых нашим Институтом образования человека:
1. В качестве метапредметных результатов учителя называют общие
слова типа: развитие регулятивных действий в процессе
коммуникативной деятельности; овладение навыками смыслового чтения.
Зачастую, это «списанные» из интернета или некачественных методичек
фразы обозначают не образовательные результаты, а лишь некоторые
процессы.
2. Метапредметные результаты отождествляют с УУД. Самая массовая
ошибка. На самом деле УУД (универсальные учебные действия) не
являются результатом. Действие - это средство достижения результата,
но не сам результат. Например, удар молотком по гвоздю - действие. А
результат - забитый гвоздь.
3. Нет понимания, как описать планируемые метапредметные результаты
в виде конкретных образовательных продуктов ученика, внешних и
внутренних.
4. Метапредметные результаты заявлены, но не проверяются и не
оцениваются.
5. Метапредметные возможности урока не реализуются. Урок только
называется метапредметным, но таковым не является.
Метапредметная грамотность учителя (продолжение)
Продолжаем формулировать трудности и проблемы учителей, которые
выявлены на семинарах, проводимых нашим Институтом образования
человека.
ПРОБЛЕМЫ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ
• Нет понимания особенностей метапредметного урока. Так, в качестве
его особенностей называют: «чёткая постановка целей (учителем)»,
«самостоятельное решение учащимися поставленной проблемы» и т.п.
• Не понимают, в чем отличие метапредметного от других уроков.
• После семинара выявляют метапредметную тему, метапредметный
объект, но предлагаемое ученикам учебное задание сужает изучение
объекта до предметного.
• Перенасыщение метапредметных заданий деталями, подзаданиями,
многобразием форм представления продукта. Вместо одного задания
ребенку предлагается сделать 5-10.
• Недопонимание, что делать с ученическими продуктами дальше, после
того, как задание дано и выполнено.
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Неумение, нежелание ставить свои цели на семинаре.
• Потребительское, пассивное отношение: желание «послушать»,
«посмотреть», «получить» вместо «создать», «выяснить»,
«попробовать».
• Боязнь разработческой деятельности, отступления от шаблона,
учебника.
• Не все участники семинара заранее знакомятся с предложенными
материалами.
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
• Отсутствуют навыки вопрошающей деятельности.
• Вопросы и обсуждения воспринимаются как агрессия.
• В суждениях «я» подменяется на «мы», желание сказать за всех,
озвучить якобы общее мнение.
Вопросы, которые обсуждаются на семинарах:
1. Все ли темы подходят для проведения метапредметного урока? Как
выбрать тему?
2. Должен ли метапредметный урок отличаться по структуре? Что лучше:
много разноплановых заданий или одно сплошное погружение?
3. Какие бывают метапредметные результаты, каковы критерии их
оценки?
4. Когда фиксировать метапредметные результаты: по итогам задания,
по итогам урока, по итогам темы и т.д.?
5. Метапредметный урок может быть еще каким-то другим по типу,
например, оргдеятельностным или компетентностным? Что в этом случае
доминирует?
Обсуждение в Фейсбуке
Хуторской Андрей Викторович Суть дидактики и педагогики не
убрана из ФГОС, она просто изменилась. Как изменилась нынешняя
реальность.
==
Вова Филиппов Для последователя учения профессора Конаржевского и
приверженца "Психодидактики" Давыдова, а также поклонника творчества
Асмолова, дискуссия Педагогов и Психологов, возможно, актуальная для
прошлого века, мне неинтересна, а для Информационного общества, на
мой взгляд, бесполезна. Возможно, я ошибаюсь, но педагогам надо
обратить внимание на "Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда", как
наиболее вероятную для Информационного общества. Далее надо много
писать...
Вова Филиппов Действительно, "языки" психологии и педагогики
существенно различаются, а учителю от строго определения (УУД),
какая польза? Более того, когда индивид попадает в Мировое
информационное пространство, то без метапредметности он не станет
личностью. Метапредметные результаты, а зачем их измерять? если эти
результаты - последствия Информационного общества. А (УУД, по моему
мнению) - так, это просто педагогические приёмы обучения, например,
как у Бабанского. На мой взгляд, типичным примером реализации
метапредметности является программа STEM.
==
Забавно! Кто и как учит этих учителей?
Впрочем, на этот вопрос Вы уже ответили
Да, метапредметность является одним из
самых сложнейших вопросов во ФГОСе. Именно формирование целостности
мира у детей через ФОО и создание образовательных продуктов являются
одними из самых верных постулатов, изложенных в теории Хуторского
А.В. Именно здесь вы можете получить полное и правильное понимание
метапредметного подхода!
Вы эту рекламу за деньги делаете. или
так?.. По велению души?
Это для знаний, в первую очередь!
Я здесь высказываю свою точку зрению, потому что я изучила
достаточно много литературы и серьезно занималась этой темой: и
Громыко, и историю советской школы и т.п.п Несомненно, это очень
сложная и спорная тема в образовании, но согласитесь - самая
интересная. Но, к примеру, как связывать предметы между собой? Как
формировать у детей целостную картину мира? У Вас есть другие
способы?
Ольга Баранникова-Зандынова Как там у Тургенева в романе "Отцы и
дети"? Там Базаров просил Евгения не говорить ради Бога красиво. Вот
и Вам я сказал бы то же самое. или вы думаете, раз выражаетесь
красиво (то есть бюрократическим языком!), то Вас сам министр
прочитает и отметит? И еще... Как то ранее все формировали. И хорошо
достаточно формировали. В том числе "целостную картину мира". Или
Ваш обожаемый профессор совершил открытие, равное открытию Америки?
Колесо сделал круглее, а воду мокрее? Так что впаривайте про картину
мира кому-нибудь другому.
А КАКИЕ инструменты оценки
метапредметных результатов у Вас есть? Для количественных или
качественных измерений?
Для этого есть много замечательных
современных инструментов формирующего оценивания, которые, к
примеру, предлагают ведущие педагоги страны как Л.Рождественская,
М.Курвитс, О.Брыксина и др. Вариантов много!
Ольга Баранникова-Зандынова а можете привести пример
количественной оценки?
Ольга Баранникова-Зандынова например, нас интересует развитие
регулятивной деятельности и навыков учебного планирования. Как мы
будем измерять?
Для этого можно самим разрабатывать при
помощи современных ИКТ - средств. Я поищу в ресурсах и отправлю чуть
позже примеры.
Для того, чтобы найти ответы на все
вопросы - нужно проходить курсы и обучение у ведущих педагогов
страны и много заниматься самообразованием. Для этого и есть
институты, и проводятся курсы, семинары, конференции - нужно УЧИТЬСЯ
И УЧИТЬСЯ БЕСКОНЕЧНО!
Инструментов оценки нет. И очень
подозреваю, что их просто быть не может. Педагогика это наука с
отложенным результатом. Когда, кому, где и какие знания пригодятся
вопрос риторический...
Борис Хейфец, вы ошибаетесь, педагогические и дидактические
инструменты оценки есть. Их много. Почитайте учебники, например,
этот:
http://khutorskoy.ru/books/2007/sov-did/ Можно и нужно оценивать
образовательные результаты учащихся сразу на уроке. И в отсроченном
времени - тоже. Но вот что недопустимо, это не проверять достигнутые
результаты, оправдывая это "отложенными результатами". Это попытка
снять с себя ответственность за результат. Именно этим путём пошли
разработчики нынешних Фгосов, они не дали чётких показателей
планируемых результатов и способов оценки их достижения.
Андрей Викторович не совсем
точен. Так как формулируются УУД в стандартах, их нельзя отнести
к действиям, а только к умениям. А умения - это опыт действия,
то есть, результат, который есть качество личности. С
ученическими действиями в стандарте большая проблема, нет их
там. Поэтому учителя запутались. И пока грамотную педагогическую
технологию не взять за основу, будет непонятно, какова роль и
где "лежат" эти УУД и прочие метапредметные результаты. А у
педагогов такой технологии нет и они буксуют поэтому. Мы взяли
средовой подход Ю.С.Мануйлова за основу и смогли разобраться с
местом и ролью УУД. Методики средового подхода и фиксировать
результат позволяют. А без педагогики психология детского
развития учителю не поможет.
Умения именно действовать! Я сейчас
работаю со стандартом, могу здесь процитировать любую фразу!
Ох, блин, ну и лопухнулась я!
Прочла эти "типичные ошибки" и решила, что кратко, емко и понятно -
это полезно. Так показалось мне на первый взгляд. Я даже испугаться
успела, что я неверно стандарты понимаю и ваще забыла все. Потом мы
с коллегой посоветовались. И вот что она написала (подтверждая мою
исходную точку зрения): надо перечитать стандарты общего
образования: там ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (как предметные, так и
метапредметные зафиксированы в виде формируемых действий или
способов действий.....А УУД и есть метапредметные результаты... И я
наконец вспомнила (стыдобище, что не сразу) и Пиаже с его схемами
действия, и Давыдова... И даже собственные разработки по коррекции
познавательной деятельности. Умственные действия, с помощью которых
можно получить какие-то результаты в учебной деятельности - именно
это метапредметные результаты!
Светлана, посмотрите
внимательно на свою запись. Вот в чем никак не разберутся наши
учителя и авторы стандарта. "Результаты зафиксированы в виде
формируемых действий". То есть, результат - это процесс.
Законченности нет. Процесс - это динамика, он ведет к результату
обычно. Умение действовать - это не действие, это умение. Можно
ведь уметь и не действовать, а можно действовать и не уметь.
Умение - опыт действия. Действие - это процесс, в котором умение
и формируется. И лежат действия и умения а разных частях
педагогического процесса. Учитель - это субъект управления. Он
управляет компонентами среды ученика. Ученик действует в этой
среде, событуя с её компонентами. В результате этой деятельности
в среде (событования) ученик приобретает имения (имеет знания,
представления, ценности, опыт) и умения (умеет пользоваться,
представлять, общаться и т.д.). Выстраивается логическая
цепочка: управленческие действия учителя - среда - действия
ученика - личность ученика. Действия - это посредник между
личностью и средой. Результат - личность (умения и знания, ей
освоенные). Универсальные действия - это способы события
человека со средой. Умения - это результат, а действия - это
способ достижения результата. Вот что говорит нам понимание
педагогического процесса. А психологическая трактовка УУД всё
запутала. Но берите педагогику и ставьте все на свои места.
Получится, что УУД - это результат, достигаемый учениками через
оперирование способами действий (сосредоточение внимания,
созерцание информации, соотнесение, сопоставление, сообщение,
созидание, сотрудничество и др. способы).
Евгений Орлов, всё верно за исключением маленьких неточностей.
Отдельный РЕСПЕКТ за введение понятия "имение"!
Метапредметность, компетенции,
рефлексия и т.п. - жонглирование терминологией и "высасывание"
особого смысла из оной. Ну чем педагогическое сообщество не
устраивают ЗУН - ПРИМЕНЕНИЕ и МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, что есть в сфере
ПРИМЕНЕНИЙ???
Это ВАЩЕ не то!
Метапредметность чаще всего
рассматривается в системе кодирования/декодирования информации в
системе цвет - звук - число - эмоция - буква - геометрическая фигура
- движение с помощью сенсорных эталонов. Здесь переход
обеспечивается через использование сенсорных эталонов в
гармонической системе счисления
Надежда Провоторова Вот это да!
В системе обучения используются еще
междисциплинарные исследования, которые расширяют сферу исследований
в образовании
Надежда Провоторова, само собой. Ясный перец.
Хуторской Андрей Викторович, ведь это в моем учебнике много лет
назад я показывала такие метапредметные знания. Тогда я еще не
знала, как это просто объяснить предлагаемые мною знания. Лишь лет
через 15 я нашла в Вашей "Дидактике" мои подсолнухи и прочее, что
позволило подтвердить доступность этого материала для академической
среды. Спасибо. Теперь я пришла сама к Концепции "Элитного
образования для всех и каждого под массовую подготовку кадров для
нанотехнологий". К сожалению, я опять опередила время. Поэтому
придется думать, как развивать образование дальше
Если в моей Дидактике ваши подсолнухи,
это судьба! Мы с вами вне времени.
Хуторской Андрей Викторович , мы с Вами встречались в 90-е годы
в РУДН на конференциях и, возможно, на заседании НМС по математике.
Тогда я думала о продолжении моих исследований, а там моими
исследованиями интересовались
Вообще-то ФГОС устанавливает
не результаты образования, а требования к ним. Т.е. ФГОС не
говорит о том, что у учеников должны быть непременно
сформированы перечисленные УУД - он говорит, что результаты
ДОЛЖНЫ содержать эти УУД.
Пользуясь предложенной выше плотницкой аналогией, ФГОС, строго
говоря, не требует, чтобы гвоздь непременно был забит. Он
требует, чтобы результат непременно содержал процесс битья
молотком по шляпке гвоздя.
И вообще: господа педагогические академики! Вы сначала меж собой
разберитесь: что есть что во ФГОСах, а потом уж и учителям
претензии предъявляйте!
Если г-н Асмолов неправильно трактует межпредметность, то какого
рожна он берется разрабатывать этот вопрос в официальном (между
прочим!) документе? Пусть тогда этим занимаются специалисты!
Если же педагогическая наука считает трактовку Асмолова вполне
приемлемой, то чего мы здесь обсуждаем?
А если же наши ученые мужи не способны породить вменяемый
нормативный государственный документ, то может стоит тогда
разогнать всю эту шарашкину контору?
Некторое время назад я выразил свое отношение к авторам ФГОС
https://www.facebook.com/groups/obr.direktor/980091998704331/?notif_t=like
С тех пор мое мнение не переменилось.
Борис Бородачавтра (пардон!
уже сегодня!) нас придут проверять на предмет:
как мы внедрили ФГОС, не нарушили ли при этом
образовательное законодательство?
Сегодня (опять пардон!
Вчера!) я, наконец, дописал, в первом
приближении, эту долбаную основную
образовательную программу. Причем не только
дописал, но и распечатал и переплел.
И вот что я хочу сказать:
Товарищи! Сограждане! Братья и сестры! К вам
обращаюсь я!
Кто из вас знаком с г-ном Кондаковым -
руководителем группы разработчиков ФГОС?
Передайте ему, пожалуйста, мой горячий привет с
поцелуем, и настоятельное пожелание больше
никогда не оказываться на моем жизненном пути!
Ибо, как только я его встречу, я немедленно
засуну нашу образовательную программу ему в то
место, откуда у него (да и, наверняка, у всей
его боевой группы) растет голова! (Уверяю вас,
что это - не плечи!)
Да-да! Все 400 с лишком страниц в один присест!
И еще, передайте ему, что он чудак! Чудак на ту
самую большую и красную букву, которая венчает
вход в московский метрополитен им. Л.М.
Кагановича. Ибо только законченный м-м-м....
чудак, может придумать рабочий документ в 400 с
лишком страниц, в который нужно скопировать из
ФГОС и примерной программы результаты (зачем?)
примерный учебный план (зачем?!), кусок
публичного отчета за ближайший истекший год
(зачем??!!) и дорожную карту внедрения ФГОС в
данной школе (ЗАЧЕМ?????!!!!!)
Так что, когда он будет влачить свое бренное
тельце в булочную, мимо ближайшей станции метро,
пусть знает, что эту букву суровые метростроевцы
когда-то водрузили там не зря! Это - напоминание
г-ну Кондакову и иже с ним, о том, что им еще
многое надо в себе изменить, прежде чем из них
выйдет, что-нибудь путное.
А пока им следует каяться, и Бога молить о
прощении. Ибо в аду им будет уготована такая
вечная мука: 100 раз на дню они будут корячиться
- разрабатывать образовательную программу (Все
400 с лишним листов!), а черти из АдОбрнадзора
будут заставлять их все переделывать.
Особенный интерес представляют
ВНУТРЕННИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ученика.
Для всех (устала я уже от всей
вашей графоманской антилогики!):
Формируемые действия - да, это формируемые умения действовать. А
уровень этих умений определяется их универсальностью:
1 уровень, самый низкий: жестко сформированное умение действовать в
жестко заданной ситуации (близко по смыслу 1 типу ООД по Гальперину)
- просто стереотип, думать над которым не нужно, но формирование
которого требует гигантского количества повторов под неусыпным
контролем "хранителя стереотипа";
последний, высший уровень: умение строить свою деятельность в
зависимости от цели, модифицировать и варьировать свои действия в
зависимости от обстоятельств (близко по смыслу 3 схеме ООД по
Гальперину).
Вот это последнее - и есть метапредметное умение. Умение не просто
действовать, но управлять своими действиями.
А первое - то, что доступно даже животным при определенной
тренировке (дрессировке).
В современном быстро меняющемся мире дрессировка, увы, уже не
работает. Не успевает за изменениями. Как бы не хотелось "все
вертать взад" уважаемым противникам ФГОС, уже не получится, даже
если все вдруг согласятся вернуться в СССР.
Уважаемая Светлана! Если немного
сдержать эмоции и обратиться к современной логике, необходимо нам
всем искать ответы на вопрос: что понимать под модифицированием и
варьированием действий в зависимости от обстоятельств при
исследовании нелинейных, сложных, развивающихся метасистем. Как
понимать в этих условиях УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. С уважением.
Светлана Белых, у вас ошибки в терминологии и их понимании.
Умение управлять своими действиями, это не метапредметное умение, а
скорее, метаумение, но не метапредметное, поскольку предмет (в
смысле учебный предмет по Фгосам), здесь отсутствует. Метапредметное
умение, а также метапредметные действия и вообще, всё что
метапредметное, относится к ПРЕДМЕТУ (учебному предмету!). Именно
так понимается предмет в стандартах, именно так его понимают все
учителя.
Светлана Белых. Поскольку вы часто ссылаетесь на работы
определенной группы психологов, как бы обосновывая ими ваше
понимание метапредметности, приведите, пожалуйста, ХОТЯ БЫ ОДНУ
цитату их их работ, где бы они говорили о метапредметности. Со
ссылкой.
В бою се средства хороши? Ну-ну...
Слово "метапредметность" хоть и новое, но обозначает оно такое
качество, которое опирается на давно известные закономерности. И
лекцию тут читать я не обязана.
Боя никакого нет. И лекций тоже никто
не требует от вас. Если процитировать метапредметность в упоминаемых
вами работах не можете, так и скажите. Что нет её там. И не было
никогда. Разработчики Фгосов просто "взяли" это слово, и не из тех
работ, которые приводят. А совсем из других, а именно, из работ
Громыко и Хуторского. Но об этом они молчат. И вы, кстати, тоже.
·
Хуторской Андрей Викторович Эффективный самоконтроль
(=="Умение управлять своими действиями". Он предметен и более
того различается для разных предметов и даже для разных целевых
уровней овладения предметом. Он и от среды зависит: различен
дома, на уроке, в магазине и на олимпиаде при выполнении заданий
одного типа: расчетного.
Складывающиеся при освоении разных сред (не предметов, хотя
среды тропны предметам) навыки переключения навыков - это да,
метанавык. Не у всех за ним стоит умение и тем более знание,
собственно эти заморочки и оправдывают переход ЗУН-компетенции.
Алгоритимические языки куда раньше стали объхкектно
ориентированными))
Вы могли бы привести пример зависимости
действий такой деятельности как "самоконтроль" от учебного предмета,
в среде которого она происходит. Например, из каких действий состоит
деятельность "самоконтроль", когда ученик а) решает математическую
задачу и б) выполняет опыт по физике.
Конечно нет, я не употребляю
химеру "среда предмета")) Самоконтроль разворачивается в
деятельности, но не составляет деятельности, ну как так можно)))
Поскольку общего понятийного аппарата у нас с вами пока нет,
возьмите немного метааппарата)) Различие самоконтролей
обусловлено различием востребуемых ситуацией психических
инстанций: одним из них нужно предоставить максимум свободы и
ресурса, другим - минимум, третьи по возможности заблокировать.
Так что, как видите, самоконтроли различны и у разных участников
одной и той же ситуации, если существенно различен их
психосоциум(использован метааппарат социального моделирования))
Хорошо, скажем точнее, не самоконтроль,
а самоконтролирование - это деятельность. Как эта деятельность
зависит от учебного предмета, в условиях которого она происходит. Вы
же написали, "различается для разных предметов". Под предметами я
имею в виду учебные предметы.
·
Боюсь, что это негодный
компромисс: СК-ние))) такая деятельность осуществима, но
безоговорочно вредна)) Только разворачивание СК в полезной
деятельности полезно. Далее, фактически задавая свой вопрос вы
среди многих уже названных факторов модификации СК (аналогичных
факторам, задающим тип и состояние властных (особенно
политических) систем) выделяете предметный (типа как
политэкономия климат выделяла - веками, пока этот подход не
признали бесперспективным - но могут и вернуться к нему)). А для
ответа придется создать на основе уже названных приципов
содержательную теорию для выхода на обртехнологии. Замечательная
идея: с кем обговорить условия заказа)) До тех пор попробуйте
сравнить аспект самоконтролей юного спортсмена на математике и
на физ-ре - и математика там же))
==
p.s.
Масленица -
сегодня! Поздравляю с самым древним славянским праздником. Ему
тысячи лет, древнее христианства, живёт при любом строе и
правителях. Почему блин? Зачем лазают на столб? Кого на самом деле
сжигают и почему? Это вопросы к культурным первосмыслам, которые я
задавал ученикам в 1992-1997 годах, когда разрабатывал и вёл
метапредмет "Культура". Оттуда пошел и метапредметный подход. И не
потому, что в стандартах написано, тогда и стандартов-то не было. А
потому что фундамент культуры человеческой нужно проживать с детьми.
В их собственной деятельности. Мы и чучело своё делали, и сжигали
его, и снежный городок брали. Так и будет дальше, культура себя
воспроизведёт. С нашим участием, разумеется.
Для ссылок:
Хуторской А.В.
О метапредметной грамотности. Типичные ошибки учителей.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
10.04.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0410/
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Метапредметная грамотность
- Компетенции учителей
- Семинары выездные
- Институт образования человека
- Дискуссия о метапредметности
|