Методология: как часто это слово пишут для красного словца!
20.09.2016 г.
Чем модернизация отличается от совершенствования?
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Довольно часто встречаются названия статей, диссертаций, докладов со
словом «методология». Видимо их авторы считают, что напиши они это
слово в заголовке, и сразу их труд станет научным. Не станет.
Зачастую, наоборот, при более близком знакомстве с текстом
оказывается, что методологии там собственно и нет. А то что есть,
совсем не методология.
Вот и сегодняшний доклад на заседании Бюро отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО был назван:
«Методологические основы совершенствования подготовки педагогических
кадров в стратегии непрерывного образования», докладчик Белогуров
Анатолий Юльевич, д.п.н., профессор РАО, профессор кафедры
педагогики и психологии Московского государственного института
международных отношений (университета) МИД России.
Речь в докладе шла о многом и разном, подчас весьма актуальном.
Например, о специфике корпоративной системы повышения квалификации
вузовских преподавателей. Вузы, готовящие кадры для нынешних
корпораций (РЖД, Газпром и др.), озабочены подготовкой своих
преподавателей, точнее, качеством их педагогической подготовки.
Поэтому им нужна педагогическая подготовка своих преподавателей, а
также основы соответствующей педагогики – педагогики высшей школы, в
том числе педагогики бизнес-образования. А такой педагогики –
современной, эффективной, научно обоснованной, сегодня фактически
нет. Вот и приходится бизнес-образованию придумывать собственные
кустарные теоретизации, где например «управляют знаниями», а под
методологией понимают всё что угодно, считая этот термин синонимом
слову «подход».
Я задал докладчику два вопроса:
1. Почему в качестве предмета в вашем докладе указано именно
совершенствование подготовки педкадров, а не инновирование,
например? Хотя в самом докладе речь идёт о ряде инноваций.
2. Чем отличается методология подготовки педкадров от методологии
совершенствования подготовки педкадров?
Ответы докладчика подтвердили мои опасения: термин
«совершенствование» взят им без достаточных оснований, с разными
методологиями у него ясности нет, методологию подготовки педкадров
он путает с методологией совершенствования этой подготовки и
отождествляет методологию с подходом.
В связи с выявленной ситуацией на обсуждении доклада обозначу свои
понимания по использованию терминологии. Часть своих предложений я
высказал на заседании, а часть включил дополнительно в данной
заметке.
Сначала о терминах «совершенствование», «модернизация»,
«реформирование», «реорганизация», «инновация» («инновирование»),
«развитие», которые применяются в названиях докладов также часто,
как и термин «методология». Это всё разные термины, обозначают они
разное. Мои толкования даны из собственного понимания науки, в
частности науки об образовании – педагогики.
Совершенствование – это улучшение того, что есть, без его
принципиального изменения. Можно сказать, что это повышение качества
того, что имеется. Слово активно использовалось в советский период,
когда ничего основополагающего трогать было нельзя. И сегодня многие
пытаются именно совершенствовать, а не менять то, что вызывает
проблемы, например систему ЕГЭ.
Модернизация – это обновление, которое происходит в соответствии с
новыми требованиями и нормами. То есть, это уже не просто улучшение
того, что есть, а изменение объекта в заданном направлении.
Требования и нормы при этом могут проистекать откуда угодно,
например, из решений и постановлений чиновников. Научного
обоснования модернизация может не иметь. Термин «модернизация» по
отношению к образованию активно использовался в начале 2000-х [7; 8;
9].
Реформирование – это преобразование, такое, которое сдвигает
элементы устоявшейся системы, меняет принципы организации системы.
Реформы чаще всего задаются административно, законодательно, могут
быть обоснованные научно или нет. Реформы могут иметь положительный
и отрицательный результат. Например, реформирование системы
образования, которое целенаправленно вело министерство образования и
науки в период Фурсенко и, особенно, Ливанова – это именно
реформирование. Научного основания данное реформирование фактически
не имело. Например, нужно было сократить количество вузов, и их
сократили. Критерии оценки вузов при этом брались «с потолка», то
есть необоснованно.
Реорганизация – часть реформирования. Может быть самостоятельным
процессом. Реорганизация меняет структуру, функции образовательной
системы. Например, слияние вузов, школ с детскими садами, которое
происходит в последние годы, это реорганизация. Может иметь не
педагогическое, а, например, экономическое обоснование. Так, с
педагогической точки зрения слияние школ в Москве – очень негативная
реорганизация, поскольку «режет по живому» педагогические и
ученические коллективы, но для экономии бюджета и простраивания
«вертикали управления», т.е. для чиновников – такая реорганизация
хороша.
Инновирование – процесс выявления, выращивания и внедрения новшества
в образовательный процесс или образовательную систему, учреждение.
Может включать в себя модернизацию и реформацию. По отношению к
образованию регулируется педагогической инноватикой (см., напр.: [6;
10]).
Развитие – последовательность изменений в организме, системе,
обусловленных реализацией её потенциала. Процесс развития включает
количественные и качественные, естественные или искусственные
изменения. Развитие, как правило, необратимо. Оно относится как к
материальным, так и идеальным объектам, приводит их в новое
качественное состояние.
Общим для всех перечисленных терминов является «изменение». Оно, как
следует из приведённых дефиниций, в каждом случае имеет специфику.
Каждое из перечисленных изменений имеет свою противоположность – это
либо неизменность (неизменяемость), либо изменение в противоположном
направлении. Вот, например, какие я вижу противоположности:
Совершенствование – Функционирование.
Модернизация – Традиционализация.
Реорганизация – Стагнация.
Инновирование – Консервация.
Развитие – Деградация.
Каждый термин, означающий противоположность также может быть
определён и использован по назначению.
Что теперь с этими терминами делать? По крайней мере, сознательно
применять. Обосновывать, почему именно тот или иной термин
применяется. Даже если вы понимаете под термином нечто иное, чем
принято, обоснуйте и приведите свою дефиницию.
Теперь о методологии в образовании и педагогике.
Говоря об образовании, обычно имеют в виду его различные виды: общее
образование, высшее профессиональное образование, бизнес-образование
и т.д. В приведённом выше докладе речь шла об образовании
педагогических кадров вуза. Это особый вид образования, который
рассматривается педагогикой высшей школы. Чтобы заниматься данной
сферой, нужно начать с изучения классических работ. Например, с
книги С.И.Архангельского [1]. Мне довелось общаться с Сергеем
Ивановичем когда я готовил к защите свою докторскую диссертацию по
дидактической эвристике. С.И.Архангельский, встретив в моём тексте
фамилию П.Ф. Каптерева произнёс: «А Надежда Константиновна была
против». Я был поражен! Оказывается, он помнил то, как Н.К. Крупская
выступала в те времена и отрицательно относилась к выдающемуся
педагогу Каптереву. Представьте, каково это было – разговаривать с
живым свидетелем нашей революционной действительности.
Кроме С.И.Архангельского педагогикой высшей школы занимались такие
корифеи, как Ю.К. Бабанский (аспирантом я ещё застал его
выступления), В.А. Сластёнин (помню, он спросил меня про тему моей
диссертации. Я назвал: «Дидактические основы эвристического
обучения», На что Виталий Александрович ответил: «А разве бывает
какое-то ещё обучение, кроме эвристического»).
Рекомендую тем, кто выстраивает методологию бизнес-образования, или
методологию подготовки кадров для вузов, познакомиться с
классическими работами по методологии педагогики В.В. Краевского
[2]. А также других специалистов в этой области: Б.Т.Лихачёва [4],
А.М. Новикова [5], или уж совсем из 1930-х годов – работа
И.Ф.Куразова [3]. Сопоставив то, что в нынешнем бизнес-образовании
многие называют методологией, с работами классиков, можно отчасти
решить противоречия, обусловленные недостаточной тщательностью
подходов к построению методологического аппарата.
Мои предложения относятся также и к формулировкам, которые задаются
учреждениями, фондами, грантодавателями. Например, в названиях
номинаций на выборах нашей Российской академии образования часто
включают термин «методология». Тем самым, кандидатов на вступления в
академию побуждают называть методологией всё, чем они занимаются. Я
уже не раз говорил, что названия номинаций должны происходить не
просто из научности их звучания, а быть результатом реальных
потребностей науки об образовании и собственно отечественного
образования. Но до сих пор выборные номинации создаются келейно, а
иногда и под конкретных кандидатов, которые по ним могут пройти в
члены академии. Конечно, подобные «методологии», механически
«пристёгнутые» к содержанию работ, не обеспечат этим работам
обоснованности.
Литература
1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного
процесса высшей школе. М.Высшая школа, 1976. – 200 с.
2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для
педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -
244 с.
3. Куразов И.Ф. Методология педагогики. – 2-е изд., перераб. – Л.:
Гос. Изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1930. – 160 с.
4. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачёв (Мин-во
общего и проф. образования РФ и др.) - Самара, 1998. - 199 с.
5. Новиков А.М. Методология образования. Изд. 2-е. М.:Эгвес, 2006. –
488 с.
6. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория,
практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
7. Хуторской А.В. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации
образования // Модернизация образования: Материалы региональной
научно-практической конференции. – Оренбург, 28-29 ноября 2002 г. –
Часть. I. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. – С.20-43.
8. Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации
образования в Российской школе // Ученик в обновляющейся школе.
Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.:
ИОСО РАО, 2002. – 12-30.
9. Хуторской А.В. Методологические основы личностно ориентированного
направления модернизации Российской школы // Педагогический журнал.
– 2002. – №4(5). – С.4-9.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 256 с.
http://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/education/pedagogicheskaya_innovatika_ucheb._posobie_dlya_stud._vyssh._ucheb._zavedenij/
Для ссылок:
Хуторской А.В. Методология:
как часто это слово пишут для красного словца!
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
20.09.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/
Обсуждение в Фейсбуке
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Методология образования
- Методология педагогики
- Модернизация
- Совершенствование
- Инновирование
- Реформирование
- Реорганизация
- Развитие
|