Качество образования – это качество человека
22.01.2014 г.
Что понимать под образованием?
Ключевой вопрос: о каком образовании идет речь, когда мы говорим о качестве
образования?
Нынешним чиновникам очень удобно считать образованием то, за что можно легко
отчитаться и на что потратить деньги: статистику сдачи ЕГЭ, количество
отремонтированных зданий, число компьютеров в школах, количество поступивших в
вузы, среднюю зарплату учителей...
С научно-педагогической точки зрения под образованием понимается не система
образования, не условия, в которых происходит образовательный процесс, и даже не
стандарты. Сами по себе стандарты, учебники, экзамены, школы, учителя, методисты
и министры нужны только для одного – для образования конкретных учеников.
Но в реальности происходит по-другому. Существует целая армия людей,
организаций, множество зданий, законов и финансов, которые замкнуты сами на
себе. Под образованием эти люди понимают все то, что происходит вокруг ученика.
И меряют качество этого происходящего с помощью придуманных ими правил, норм,
отчетов, в которых очень мало чего относится к изменениям во внутреннем
содержании получающих образование учащихся.
Нынешние стандарты – ФГОСы – имеют существенное преимущество: они провозглашают
ориентацию на образование как личностное развитие учащихся. Несмотря на
допущенные, с нашей точки зрения, в стандартах системные ошибки (излишний
психологизм, дидактические недоработки, отсутствие системы реализации), они
задают вектор движения к ученику как к субъекту собственного образования. В
этом, безусловно, польза для конкретных учеников, чьи образовательные результаты
стандарты предполагают измерять. Это результаты предметные и метапредметные,
универсальные учебные действия и др. И хотя подавляющее большинство
учителей-предметников ничего не могут понять в данных требованиях, процесс идет
в направлении ученика.
Что нужно измерять, кто и как это должен делать?
Если речь идет об образовании человека, то вначале нужно определить, что именно
в этом человеке образуется, какие в нем сферы для сопровождения, контроля и
оценки? Можно взять самую простую и древнюю модель человека: тело, душа, дух. В
ученике-человеке образовывается его тело, связанные с ним физиологические
процессы; в нем развивается душа, эмоционально-чувственная сфера; а также дух –
как воплощение разума, интеллекта, знаний. Уже на данном этапе видно, насколько
перекошена существующая система диагностики и оценки качества образования
учеников. Наибольшее внимание традиционно уделяется интеллектуальным,
познавательным сферам, гораздо меньше – телесным, еще меньше – душевным,
чувственным, нравственным.
Если же мы хотим оценить качество образования, то путь только один: определить
приращения в каждом диагностируемом качестве ученика. Образование – это
изменение, рост. Если мы делаем только один срез, например, с помощью ЕГЭ,
никакого образования мы проверить не сможем, обязательно нужны как минимум два
диагностических среза. Качество и количество образования определяется по
произошедшему в ученике приращению!
Теперь о том, кто и как должен определять качество образования ученика.
Нынешние ФГОСы – не единственное требование к образованию. У образования
несколько «заказчиков»: сам человек, его семья, род, народ (этнос), школа,
регион, страна, мир, человечество, Вселенная.
ФГОСы отражают запрос только одного «заказчика» – государства. Поэтому основной
компетенцией учителя, работающего в условиях нынешних стандартов, мы считаем его
умение сопрягать требования ФГОСов с ожиданиями и потребностями других
«заказчиков», в том числе и самого учителя. Только в этом случае диагностика
образования получит необходимую полноту.
С позиций человекосообразности
Я принадлежу к научной школе человекосообразного образования, мы придерживаемся
в педагогике и практике обучения принципа человекосообразности. Он звучит так:
образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по
отношению к себе и окружающему миру.
С позиций человекосообразности характеристиками качества образования конкретного
ученика выступают, например, такие показатели: степень выявления его
способностей, уровень его образовательных приращений по каждому учебному
предмету; развитие образовательных компетентностей; реализация его
индивидуальной образовательной траектории; соответствие образовательных
результатов поставленным целям ученика; состав и содержание портфолио ученика и
т.п.
Это совсем другое образование и другое понимание его качества, нежели принято
традиционно. Образование здесь понимается буквально: как образовывание ученика –
человека. А под качеством образования имеется в виду содержание внутренних
изменений ученика и их внешнее воплощение в его конкретных образовательных
продуктах.
Образование должно быть продуктивным, то есть ученик образовывается тогда, когда
создает образовательные продукты: сочинение, схему, модель, свою таблицу
умножения и т.п. Каждому внешнему продукту соответствуют внутренние приращения в
ученике. Это ключ к диагностике качества и количества образовательных
приращений. По «плодам» ученика можно узнать его изменения.
Сегодняшнее массовое образование, к сожалению, не ориентировано на человека. Мы
считаем, что каждый из нас способен на большее, чем ему предоставляет
существующая система образования. Потенциал человека безграничен. Наша задача –
воплотить принцип человекосообразности на практике и помочь людям стать
успешными в учебе, в профессии, в жизни. Для этого прежде всего нужно принять,
что в основе образования – понятие и сущность человека.
Андрей Хуторской,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Статья подготовлена по заказу электроной газеты "Вести образования"
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Качество образования – это качество человека [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.01.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0122/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- О каком образовании речь?
- Что образовывается в человеке?
- Образования как образовывание.
|