О скрытой одарённости
11.02.2013 г.
Заметки написаны по мотивам вчерашнего обсуждения в
Фэйсбуке.
Очень важная по постановке проблемы
статья (авторы С.Л. Белых и М.Ф. Бокинова),
в которой отражены результаты исследования скрытой и явной одарённости учеников.
На этот счёт у меня есть несколько принципиальных тезисов:
1) у любого ребёнка есть одарённости;
2) любая одарённость изначально скрытая, т.е. потенциальная;
3) все одарённости изначально скрыты как от самого ребёнка, так и от его
окружения;
4) причин скрытости одарённости как минимум две: а) ребёнок не проявляет своих
"даров", б) взрослый не видит или не умеет увидеть этих "даров";
5) задача выявления и раскрытия одарённостей детей должна решаться одновременно
по двум данным направлениям: ученика нужно учить проявлять свои "дары", учителя
нужно учить видеть их.
Елена Полякова, Юлия Скрипкина, Надежда Серегина и 6 другим это нравится.
Елена Викторовна Боровская: ... Особенно "принципиальные
тезисы"....
Катерина Кудрявцева: И секрет-то прост: если ребенку
уделяется много внимания, родителями и учителями, то он не может не
"раскрыться"! . Проблема в массовости школы и занятости учителей. Сколько
примеров в моей практике, когда ребенок , с которым занимаются индивидуально ,
проявляет такие таланты, что даже любящие и заботливые родители в нем не
подозревали!
Хуторской Андрей Викторович: Не считаю, что "секрет
прост". Количеством внимания одарённостей не раскрыть. Поскольку неизвестно даже
то, куда это внимание направлять. Например, надо ли давать ученику возможности
проявить свои способности к интуиции, телекинезу, ясновидению?
Хуторской Андрей Викторович: Индивидуализация - тоже сама
по себе не решает задачи выявления скрытой одарённости. Если репетитор
индивидуально готовит к ЕГЭ, то он никаких других талант
Надо сказать, что один из авторов статьи - Светлана Белых -
написала:
Принципиально не согласна с п.п.1-3, спорен п. 4а, с остальным абсолютно
согласна - ради этого статью и писала. Готова аргументировать, так как
занималась этой проблемой.
Но посмотрите, плиз, выводы - я там очень четко и конкретно формулирую причины.
И, кстати, на первой или второй странице я составила тоже довольно четкий, как
мне кажется, список причин того, почему одаренность остается незамеченной.
Теперь о составе скрытых одарённостей.
Обычно и учителя, и родители, и исследователи как бы понимают, какую именно
одарённость они имеют в виду. И, как правило, толкуют одарённость по таким
сферам, как интеллект, художественные, технические и другие способности.
У меня вопрос: почему, например, практически не идёт речь о нравственной
одарённости? Даже ведь попыток её обозначить не встретишь, не то, что методик и
техник выявления, диагностики и развития.
То же самое можно сказать о духовной одарённости, интуиции, об экстраординарных "дарах"
человека, таких как ясновидение, яснослышание, телекинез, левитация,
телепортация и т.п. В любом случае недостаточно использовать традиционные
предметные разделения одарённостей на гуманитариев и негуманитариев. Необходимо
определить состав одарённостей исходя из состава самого человека и видов его
жизнедеятельности.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В.
О скрытой одарённости. [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.02.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0211/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|