Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых
образовательных стандартах
27.11.2012 г.
Доклад на заседании Бюро
Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО,
27 ноября 2012 года
Хуторской А.В.
д.п.н., член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Аудиозапись
выступления (5,5 Мб) -
22 мин. Аудиозапись
ответов на
вопросы
(12 Мб) -
50 мин
Вопросы задают: чл.-корр РАО Орлов
А.А., чл.-корр. РАО Пидкасистый П.И., чл.-корр. РАО Богуславский М.В., акад. РАО
Мясников В.А., акад. РАО Лазарев В.С., чл.-корр. РАО Розов Н.Х., акад. РАО
Никитин А.А., д.ф-м.н. Боровских А.В., чл.-корр. РАО Пидкасистый П.И. (2-й
вопрос), акад. РАО Болотов В.А., чл.-корр. РАО Полонский В.М., чл.-корр. РАО
Логинов И.И., ..., д.фил.н. Пружинин Б.И., чл.-корр. РАО Захлебный А.Н., акад.
РАО Филонов Г.Н.
--
Тезисы выступления
Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС). Метапредметные
образовательные результаты учеников предлагается обеспечивать, проверять и
оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы.
Включение в стандарты метапредметности, на наш взгляд, прогрессивный шаг. Но
сделано это без должного научного обоснования. Метапредметная деятельность в
стандартах неправомерно отождествлена с общеучебной. Суть метапредметного
содержания образования в стандартах не раскрыта. Многие педагогические понятия в
текстах и комментариях к стандартам заменены психологическими.
Решая важную задачу гуманизации и личностной ориентации образования,
разработчикам стандартов не удалось избежать «психологизма», об опасности
которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В.Краевский. Наукой об
образовании человека является педагогика, а не психология. Не следует замещать
или смешивать предметы этих наук. В основе образовательных стандартов должна
быть педагогика. Психология же вместе с другими науками и дисциплинами реализует
при этом вспомогательные функции.
Из нынешних стандартов неясно, что такое метапредметные образовательные
результаты и как они связаны с учебными предметами. Непонятно, как учителю
обеспечивать метапредметные результаты при изучении различных учебных предметов:
математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и др. В чём должна
быть разница? Или все учителя-предметники должны переквалифицироваться в
психологов? Методическая и педагогическая специфика метапредметности в
стандартах отсутствует.
В результате метапредметность образовательных результатов для большинства
учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, оказалась
необоснованным требованием. Учителям нынешний стандарт непонятен. Попытки
разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических
теориях (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина), в которых её никогда не
существовало, вносит ещё большую неразбериху.
Итак, включение в стандарты метапредметности породило больше проблем, чем
пользы. Придание стандартам нормативного статуса сделало актуальным исследования
по уточнению роли и места метапредметного подхода в проектировании и реализации
общего среднего образования.
Метапредметное содержание, метапредметная образовательная деятельность, учебные
метапредметы, достаточно давно – более 20 лет – проектируются и реализуются
нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности
образования. В связи с этим считаю необходимым обозначить выработанный нами
подход.
«Мета» – означает «стоящее за»
Первым и наиболее известным метапредметом можно считать «Метафизику» Аристотеля.
В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это
название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды
учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им
для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах
бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор
смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах
всего сущего.
Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения зарубежных
философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера; отечественных учёных -
Вл.Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл.
Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека
состоит в постижении им первоистоков единства важнейших ценностей – истины,
добра и красоты.
Согласно введённому нами в педагогику принципу человекосообразности образования
именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл
образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по
отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке,
его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к
фундаментальными узловыми основаниям мира и человека. В этих основаниях и
заключена метапредметная суть образования.
Образование понимается нами буквально – как образовывание человека – созидание,
создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Подчеркну,
цель образования – не освоение учебной деятельности, как это считают
разработчики нынешних стандартов, а самореализация ученика. Эта
самореализация возможна только в результате генерации, продуцировании им
образовательных результатов, имеющих ценность не только для самого ученика, но и
для окружающего его социума, мира, человечества.
В этом принципиальное отличие данного ориентира от того, которое заявляется,
например, в развивающем обучении. Там цель – развитие ученика, его
теоретического мышления, освоение им учебной деятельности. У нас –
самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала
образовательных, потом и не только.
В ряде работ, связанных с понятием метапредметности (Ю.В.Громыко) в качестве
теории образования предлагается мыследеятельностная педагогика. Но,
мыследеятельность – не единственная деятельность человека. У человека кроме
мышления есть чувства, ощущения, духовная составляющая, телесная и др. Поэтому
недопустимо в основу общего образования человека закладывать только его
мыслительную часть. Человек при проектировании его образования должен
рассматриваться целостно.
Принцип человекосообразности образования в нашем подходе – ключевой и
комплексный. Этот принцип реализуется через систему других принципов, к которым
относится и принцип метапредметности образования. Рассмотрим истоки
появления данного принципа в наших исследованиях.
Принцип метапредметности в обучении
Наше первое исследование, начатое ещё в 1980-х годах, было посвящено изучению в
школе фундаментальных констант, традиционно распределённых по учебным предметам
– физическим, химическими, математическим, астрономическим постоянным. Мы
обнаружили, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме,
постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и др. – несут в себе
смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые
они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик
начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к
метапредметным основам бытия.
Затем аналогичные, выходящие за предметные рамки функции, были обнаружены нами и
в содержании других учебных предметов. Не только в естествознании, но и в
культуре, искусстве есть свои «столпы», которые характеризуют основы
существования не только природного, но и культурного мироздания. Понятия числа,
знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые
процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства,
времени, мира, человека и т.п. – всё это примеры метапредметного содержания,
которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит
человека за его рамки к неким первоединым основам.
С каждым метапредметным элементом связаны ключевые проблемы, имеющие статус
«вечных»: Как произошёл мир? Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого?
Что такое человек? Как возникло всё? Как связано всё со всем? Например,
А.Л.Чижевский обнаружил закономерные связи между физическими и историческими
процессами, между активностью Солнца и революциями на Земле. Именно эти вещи
являются метапредметными. Единые принципы возникновения и развития языков также
подтверждают тот факт, что различные предметы имеют общие метаосновы.
В результате исследований нами была экспериментально разработана и апробирована
методика обучения, ориентированная на познание и открытие учениками сути
фундаментальных образовательных объектов, которые наличествуют в любом учебном
предмете и соответствующей ему области реальности. Принцип метапредметности
вошёл в эту методику в качестве одного из ведущих. Тип обучения, который был
выстроен, назван эвристическим обучением. Теория эвристического обучения
получила название дидактической эвристики (Хуторской А.В. Дидактическая
эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. –
416 с.).
Сформулируем принцип метапредметности обучения: основу
содержания образования и образовательного процесса составляют фундаментальные
метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного
познания их учениками.
Эвристическое обучение – не единственное воплощение метапредметности в
обозначенном нами смысле. Метапредметность – самоценная образовательная
сущность, которая необходима в любой образовательной системе и в любом типе
обучения, ориентированном на фундаментальность и человекосообразность.
Метапредметное содержание образования – одно из центральных педагогических
понятий, не менее, а даже более важное, чем «предметное содержание образования».
Метапредметное содержание имеет разные функции, для разработчиков
стандартов – одни, для авторов учебников – другие, для учителя и ученика –
третьи. На этапе конструирования стандартов метапредметность несёт в себе
допредметную инструментальную функцию, как фундаментальное ядро содержания
образования, из которого создаются учебные предметы. Во время самого учебного
процесса метапредметность воплощается в деятельности ученика как особое
содержание образования (Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и
общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С.
3-10).
Что такое метапредметная деятельность?
Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов имеет
существенный недостаток. Метапредметная деятельность в нём сводится к
универсальной учебной деятельности. То есть метапредметной предлагается
считать ту деятельность, которая относится к универсальным общеучебным
деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению,
анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.
На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна
общеучебной!
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет
– это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их
основе и одновременно в корневой связи с ними.
Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать,
что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной,
т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как
метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится в её
основе.
Приведу пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои
предметные воплощения:
– наблюдение естественнонаучное,
– наблюдение историческое,
– наблюдение математическое,
– самонаблюдение рефлексивное и т.д.
Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то
результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если
рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат
будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется
метапредметная деятельность – наблюдение вообще. С точки зрения образовательной
практики важно решить проблему: как учителю-предметнику продиагностировать и
оценить уровень метапредметных образовательных результатов ученика по овладению
им наблюдением как метапредметным результатом? Кто это должен оценивать, учитель
ботаники? Или учитель психологии? Или учитель метапредмета с условным названием
«Наблюдение»? Этот вопрос нуждается в проработке, в том числе и с позиций
педагогической инноватики.
Ещё пример. Если речь идёт о предмете «математика», наблюдение за числами, или
ещё конкретнее – наблюдение чисел, является математической предметной
деятельностью. В этом случае результаты наблюдения будут относиться к предмету
«математика». Если же результаты наблюдения за числами будут выходить за рамки
данного предмета, например, характеризовать основы мироздания, то это и будут
метапредметные результаты. Именно так понимал математику Пифагор, а не так, как
это принято в нынешней массовой школе, когда числом считают количество или
отношение количества к мере.
Ещё один пример отличия предметной и метапредметной деятельностей: сложение
чисел – предметная математическая деятельность, а складывание объектов –
метапредметная.
Другой существенный момент, который не учли разработчики нынешней версии
стандартов: метапредметность – не только деятельность, но и содержание. Числа
как раз и входят в метапредметное содержание образования. А деятельность по
изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная
деятельность.
Именно на метапредметном содержании чисел от учителя требуется организация
соответствующей метапредметной деятельности учеников. Эта деятельность относится
к числам, а не к учёбе или учебной деятельности вообще. Создаваемый учеником в
результате метапредметной деятельности образовательный продукт как раз и
позволяет проверить и оценить его метапредметные образовательные результаты по
отношению к предмету изучения, т.е. к математике.
Если же следовать рекомендациям составителей нынешних стандартов, то учителю
математики придётся заниматься несвойственной ему задачей – развивать и
оценивать общеучебные виды деятельности учеников и их результаты вне математики.
Понятие числа, как и сам учебный предмет «математика» в этом случае остаётся «за
бортом».
Таким образом, наш подход рассматривает метапредметное содержание
образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим
предметным содержанием и предметной деятельностью.
Например, разработанный нами метапредмет «Числа» предполагает изучение
предметного и метапредметного содержания понятия числа. Осуществляемые при этом
общеучебные действия и деятельности ученика происходят параллельно, они
выступают организационным условием для любой учёбы вообще. Но с точки зрения
учебного предмета и метапредмета, оценке подлежат, прежде всего, метапредметные
результаты учащихся по отношению к числу, а не к их общеучебным действиям.
Любой образовательный результат ученика – личностный!
В нынешних стандартах предлагается разделить планируемые результаты обучения на
личностные, метапредметные и предметные. Мы считаем, что такая классификация
ошибочна, поскольку лишена общего основания. В рядоположный перечень включены
разноуровневые понятия. Личностные результаты – это продукт деятельности
личности. А метапредметные и предметные образовательные результаты – чей
продукт? Разве не личности ученика?
Если же разработчики стандартов считают, что с одной стороны есть личностные
результаты образования, а с другой – неличностные (метапредметные и предметные),
тогда это противоречит самой концепции личностно-ориентированного образования,
поскольку ведёт к отчуждению планируемого образования (предметного и
метапредметного) от личности учащихся.
Если метапредметные и предметные результаты неличностные, тогда чьи они?
Учителя? Автора учебника? Учебного предмета? Если так, зачем их требовать от
ученика?
Разработчики стандартов, провозгласив личностный вектор современного
образования, решили отделить его от предметных и метапредметных видов
деятельности и соответствующих результатов. Допущенная ошибка усугубляется тем,
что нынешние стандарты утверждены на законодательном уровне и обязательны к
исполнению. То есть всем школам и учителям предложено считать предметные и
метапредметные результаты неличностными. Поэтому, чем быстрее в стандарты будут
внесены необходимые коррективы, тем лучше будет для учителей, учеников и всего
отечественного образования.
Что такое метапредметное содержание образования?
Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального
способа деятельности, пока не представлена там в качестве фундаментального ядра
содержания образования. Между тем, результаты наших исследований свидетельствуют
о необходимости отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но
и в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем. Рассмотрим
основания проектирования метапредметного содержания образования.
Нами выяснено, что многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно
приводит познающего человека к выводу о существовании единых основ –
первосмыслов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. Через «золотое
сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических
явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события
из сказок, чудеса света. Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек
познаёт мир.
Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же
первосмыслам познавательных линий, то можно получить достаточно полную и
связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с
познанием первосмыслов – узловых понятий, проблем, символов.
Первосмыслы служат источниками образования человека на протяжении всей его
жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий
и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к
проблемам, называемым вечными.
С первосмыслами связаны вечные проблемы, которые необходимо решать и с
учениками: Как произошел мир? (а также - число, знак, буква, алфавит, город,
человек и др.). В чём отличие живого от неживого, реального от идеального? Что
такое добро и зло, хорошо и плохо?
Первосмыслы – это узловые точки метапредметного содержания образования, его
структурная основа. В сферу разворачивания каждой узловой точки может входить
разный объем познавательных вопросов и проблем. В процессе обучения объем этих
сфер у ученика непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых им
знаний, его личного опыта и компетентностей.
Фундаментальные образовательные объекты
С образовательной точки зрения первосмыслы бытия являются фундаментальными
образовательными объектами. Именно они выступают генерализирующим элементом
содержания образования, которое в своей массе имеет характер среды. Вся
образовательная среда не предназначена для усвоения учеником, но её ключевые
фундаментальные узлы – подлежат изучению каждым учеником. Такими
фундаментальными объектами выступают понятия времени, числа, движения, знак,
цифра, буква, звук, растение, животное, человек, Вселенная и т.п.
Фундаментальные образовательные объекты – ключевые
сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность
познаваемого бытия. Это узловые точки основных образовательных областей,
благодаря которым существует реальная область познания и конструируется
идеальная система знаний о ней.
Набор фундаментальных образовательных объектов определяется для каждой области
познаваемого бытия и представляет собой взаимосвязанную систему понятий,
категорий, символов, явлений, проблем, имеющих как реальное, так и идеальное
воплощение. Фундаментальный образовательный объект – общий для учащихся объект
познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познания, а в
конечном итоге – индивидуальную траекторию образования.
С методической точки зрения важно, что с помощью понятия «фундаментальный
образовательный объект» одновременно происходит:
а) генерализация содержания учебного предмета,
б) обеспечение индивидуальной образовательной траектории учащихся.
С одной стороны, фундаментальные объекты для всех учеников одни и те же, с
другой – каждый учащийся осваивает их сообразно своим особенностям, целям и
средствам.
Процесс и результаты познания фундаментальных объектов зависят от
индивидуальности ученика, его способностей, уровня развития, применяемых методов
познания. Познание одного и того же фундаментального объекта разными учениками
приводит к различным результатам – образовательным продуктам, которые
обеспечивают индивидуальные образовательные траектории учеников.
Фундаментальный объект изучается разными способами, например, путём применения
метода общения с ним (П.А.Флоренский). Разговор с камнем, соприкасание с
деревом, сочувствование с животным, сомыслие с миром – примеры способов такого
общения познающего с познаваемым, которые ведут к освоению метапредметного
содержания образования.
Образование ученика в определённом смысле есть непрерывное движение к
фундаментальным узловым понятиям, образам, символам. Это могут быть понятия:
«дерево», «город», «число»; различные предметы-образы и предметы-символы: свеча,
колокол, икона, камень, цветок.
Приведём пример иерархии фундаментальных образовательных объектов. Категории
пространства и времени сами являются фундаментальными объектами, но они
открывают «линейки» других объектов. Так, один из фундаментальных объектов для
многих учебных предметов - понятие «город». К аналогичным пространственным
объектам относятся также: дом, район, область, страна и др. Во временнòй
иерархии фундаментальными образовательными объектами являются: мгновение, день,
месяц, год, человеческая жизнь, век, вечность. Изучение перечисленных объектов
происходит в разных учебных предметах – географии, истории, словесности,
естествознании и др. Этот факт отражает метапредметную сущность фундаментальных
образовательных объектов.
В отличии от обычных учебных понятий, фундаментальные образовательные объекты не
распределяются по возрасту учеников. Понятия числа и слова, света и цвета, добра
и зла присутствуют в образовании как шестилетних, так и шестнадцатилетних
учеников; их отличие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки связанных
с ними проблем. Именно поэтому основы метапредметных образовательных программ не
имеют жестких возрастных ограничений. Каждый учитель, работающий с конкретными
детьми, определяет, как будет происходить изучение ими фундаментальных
образовательных объектов, через какую систему взаимосвязанных с ними вопросов
будет осуществляться насыщение содержания образования.
Таким образом, фундаментальные образовательные объекты – ключевые элементы
образовательных стандартов, позволяющие решить проблему сопряжения
индивидуальности учащихся и объективной познаваемой действительности в её
метапредметном проявлении.
Учебные метапредметы
Если процесс образования человека определить как познание первосмыслов, то для
обеспечения такого процесса нужны особые учебные дисциплины – метапредметы.
Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное
(базовое) метапредметное содержание. Вокруг фундаментальных объектов
конструируются учебные предметы, метапредметы, метапредметные темы, разделы.
Значительное количество метапредметных тем присущи, например, школьному курсу
информатики.
Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно
основосоздающая часть предмета. Метапредмет представляет собой предметно
оформленную связку образовательных объектов и связанных с ними проблем.
Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного
курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки
традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат
познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для
усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной
деятельности.
Темы метапредметов опираются на фундаментальные вне(за)предметные основания и
комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом
характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство
целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия - в возможности
перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на
его основе новых метапредметов.
Каким должно быть метапредметное содержание образовательных стандартов?
Результаты проведённых нами исследований свидетельствуют о том, что
метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя:
1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные
образовательные объекты;
2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе
фундаментальные проблемы;
3) метапредметные виды деятельности, относящиеся к познанию, изучению, освоению
фундаментальных объектов и проблем;
4) метапредметные (ключевые) образовательные компетенции, являющие собой
требования к подготовке учащихся, которые задают минимальный уровень их знаний,
умений, способов деятельности и личностный опыт по отношению к фундаментальным
объектам и проблемам.
Каждый из указанных элементов метапредметного содержания будет иметь в
образовательных стандартах двойное присутствие: во-первых, отдельное
концентрированное выражение для каждой возрастной ступени в форме,
соответствующей метапредметному содержанию стандартов; во-вторых, конкретное
воплощение в каждом учебном предмете (образовательной области) в форме,
тождественной его целям и содержанию.
Таким образом, выделенное явно метапредметное содержание будет проходить
сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая
всякий раз конкретное преломление, и объединять их в единое, целостное
содержание.
Элементы метапредметного содержания призваны определять системообразующую основу
общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на
уровне горизонтальных межпредметных связей, поэтому метапредметное содержание
образования должно стать обязательным компонентом образовательного стандарта.
Метапредметность присутствует в образовании в нескольких основных
функциях:
– как способ построения фундаментального ядра содержания общего образования;
– как основание предметной дифференциации содержания образования – допредметная
предпосылка учебных предметов;
– как принцип интеграции содержания образования на горизонтальных уровнях
учебных предметах (межпредметная функция);
– как основа организации метапредметной деятельности учащихся;
– как основа для проектирования метапредметных образовательных результатов,
построения системы их диагностики и оценки.
Метапредметность с одной стороны – это синтез предметного и допредметного
аспектов в образовании. С другой - выявление, установление и осмысление
внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных
наук (учебных предметов).
Практическая реализация метапредметного подхода
В ходе нашей экспериментальной учебной практики разработан ряд учебных
метапредметов, метапредметных тем, а также форм и методик метапредметного
обучения.
Примеры разработанных метапредметов: «Числа» (1 класс), «Информатика и ИКТ» (3-4
классы), «Культура» (5 классы), «Мироведение» (5-7 классы), «Естествознание» (5,
10-11 классы).
Уникальной и эффективной формой обучения являются разработанные нами
метапредметные общечеловеческие олимпиады. Такие олимпиады проводятся Центром
дистанционного образования «Эйдос» с 1997 года. В дистанционных эвристических
олимпиадах приняло участие более 230 тыс. школьников.
Метапредметные олимпиады называются теми фундаментальными образовательными
объектами, которые относятся к метапредметной сущности человека: Знание,
Здоровье, Дружба, Любовь, Мечта, Семья, Счастье и др. В таких олимпиадах нет
заданий с готовыми ответами. Каждый участник по-своему решает задачи и задания,
относящиеся к одним и тем же метапредметным объектам.
Нынешние стандарты нуждаются с одной стороны в реализации, поскольку они
утверждены законодательно, а с другой в корректировке. И то и другое, скорее
всего, придётся осуществлять одновременно. Но обычному учителю это не под силу.
Поэтому педагоги и школы нуждаются в научно-методическом сопровождении и
поддержке.
Подготовку учителей и методистов к внедрению метапредметного подхода ведёт наш
Институт образования человека (www.иоч.рф). Проводятся дистанционные курсы
повышения квалификации, конференции, выездные семинары. Осуществляется научное
руководство, работа в социальных сетях и на форумах нашей научной школы.
Издаются бумажные и электронные научно-методические издания.
В то же время, предпринимаемых усилий недостаточно для решения поставленных
задач на государственном уровне. Необходима системная и многолетняя деятельность
профессиональных учёных, методистов, специалистов в области проектирования
образования.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
Заслушав и обсудив доклад А.В.Хуторского «Метапредметное содержание общего
образования и его отражение в новых образовательных стандартах», Бюро Отделения
философии образования и теоретической педагогики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять сообщение А.В. Хуторского к сведению.
2. Считать актуальным продолжение исследований в области метапредметного
содержания образования как условия проектирования и реализации современного
образования.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в
новых образовательных стандартахе [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.11.2012 г. – http://khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- Зачем
метапредметность в стандартах
образования
- Каковы ошибки в
стандартах
- Принцип
метапредметности в обучении
|