:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Образование on-line: о Национальном проекте "Образование" и дистанционном образовании. Интервью журналу "Обучение и карьера". - 2007. - №1.


Андрей Хуторской – член-корр. РАО, директор Центра дистанционного образования "Эйдос":

Говоря о дистанционном образовании применительно к Национальному проекту "Образование", хочу заметить, что данный проект пока не имеет научного обоснования. Почему? Давайте посмотрим, из чего он состоит.

Первое - раздача грантов, призов тем, кто заслуживает. Безусловно, это хорошее дело. Аналогию можно провести с русскими царями на ярмарках, когда они разбрасывали в толпу деньги, а народ все подбирал. А здесь подбирают те, кого выбирают. Но это не меняет качества образования в лучшую сторону, что является одной из главных целей национального проекта. Это ненаучный подход, и в это вложены огромные суммы.

Второе. Мы задались целью обеспечить доступ в Интернет всем российским школам. Благородная задача. Но она опять-таки научно не обоснована, и результат априори ясен. Мы наступаем на грабли, которые уже «попробовали» другие страны, например, та же Великобритания. Там правительство тоже рассылало когда-то модемы в школы. И эти модемы получили название «шкафных». Почему? По месту, где они до сих пор пылятся.

Нам пора уяснить, что доля затрат на техническое обеспечение инноваций в образовании составляет только 20 процентов от необходимых общих расходов. Если сейчас государством вложено 3 миллиарда рублей, которые пойдут на интернетизацию школ, то нужно ещё дополнительно 12 миллиардов рублей, чтобы обеспечить подготовку кадров для работы с этим оборудованием и технологиями, на разработку нового учебного материала, программ, методик, научно-педагогическое сопровождение инноваций. Это 80 процентов расходов. Но эта цифра нигде не заложена. И, похоже, эту проблему никто и нигде не собирается обсуждать.

Дистанционное образование у нас пока не стало не только приоритетным, но и имеющим право на жизнь. При всем, казалось бы, прогрессивном начале этой современной формы обучения и подготовки профессиональных кадров. Есть энтузиасты электронного обучения, они проделали огромную работу, подготовили почву для дальнейшего развития и распространения дистанционного образования в стране. Они уже разработали и реализовали инновации, обучают тысячи людей на расстоянии. Осталось только описать эти процессы законодательно. Но продвижению Е-learning в широкую практику российского образования мешает устаревший подход чиновников, которые вместо поддержки лидеров стараются искать их нарушения. Нашим государственным деятелям пора понять простую вещь: законы и распоряжения тогда хорошо исполняются, когда они соответствуют той реальности, которую они описывают. Закон не есть первичное и что-то такое карающее, запрещающее правило. Законом должна стать та хорошая, нормальная, обеспеченная деятельность, которая уже существует жизни, как в случае с Е-learning. Сейчас же получается, что инициаторы дистанционного обучения занимают более государственную позицию, чем те, кто обязан это делать по должности.

Моё предложение администраторам нацпроекта «Образование» и депутатам, принимающим законы - изучить успешный опыт передовых школ, вузов и центров, которые используют Интернет в обучении. Обратиться к науке для того, чтобы провести необходимые исследования и подготовить основания для проектирования нового уровня отечественного образования.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо