:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Интервью для журнала "Компьютер в школе", 1999

Анна Чебурахтина:

Уважаемый Андрей Викторович! Я представляю многопрофильный лицей пос. Коммунарка Московской области Ленинского района. Я являюсь редактором школьной газеты "Лицейские Вести". Представители нашего Лицея принимали участие в ряде дистанционных олимпиад, проводимых центром "Эйдос", что вызвало бурю восторга и живой интерес. Так как многие педагоги, ученики и их родители практически не знакомы с эвристическими технологиями в системе обучения, мы планируем опубликовать материал на эту тему как в нашей газете, так, возможно, и в местной прессе. Мы нашли очень много полезной информации на сайте "Эйдоса". Но по некоторым вопросам хотелось бы побеседовать с Вами лично, взять виртуальное интервью. Оно планируется к опубликованию в районной газете "Видновские Вести" и, если возьмут, в журнале "Компьютер в школе".

1. Как родилась идея создания дистанционного Центра? Разрабатывались ли раньше какие-либо проекты дистанционного обучения под Вашим началом? Если да, то расскажите подробнее.

С дистанционным обучением, точнее с использованием телекоммуникационых технологий в школьном образовании, я впервые познакомился в 1989 году во время советско-американского проекта "Школьная электронная почта", организованного под руководством Питера Копена и Александра Уварова. В Москве проводился двухнедельный семинар, на котором российские и американские учителя разрабатывали совместные образовательные проекты, которые затем реализовывались вместе с учениками. Я тогда работал учителем естествознания в экспериментальной школе №734 г.Москвы. К слову сказать, компьютер тогда для меня был чем-то непостижимым и непонятным. Но его возможности захватывали не только меня. Например, как-то в метро я вез для школы необычное по тем временам устройство - люмофон (средство для пересылки статичных изображений дистантно разговаривающих людей). Так вот, упаковку моего люмофона разглядывало пол-вагона, я уж не говорю об учениках, которые увидели этот необычный прибор в школе.

Снова к дистанционной деятельности я вернулся в 1995 году, работая в школе, которую учредил - в Школе свободного развития (пос.Черноголовка Московской обл.). Это небольшая, но уникальная школа, в которой ученики, начиная с 1 класса обучались в интенсивном творческом режиме, например, за учебный год один ученик мог разработать и защитить перед школьным магистратом (а это - выбранные ученики и учителя) 10-15 творческих работ по самым разным предметам и проблемам. Лучшие работы публиковались в сборниках. За опытом к нам приезжали сотни учителей из разных городов России.

В этой школе ребята переписывались с зарубежными школьниками с помощью электронной почты, изучая не только язык, но и то, как и чему учатся в разных странах. В 1997 году мы выступили инициаторами проведения Международной дистанционной эвристической олимпиады, в которой приняло участие 147 школьников из России и США. Оказалось, что дистанционные соревнования в творчестве очень нужны многим учителям и ученикам, которые хотят не просто переписываться, а участвовать в совместных делах, учиться с помощью сети Интернет.

Одной из номинаций в первой Междунардной дистанционной олимпиаде была номинация "Феномен". Она послужила основой для проведения отдельного дистанционного проекта на эту же тему, где ребята могли обнаружить и исследовать необычные явления в природе, культуре, технике, в самом себе. Теперь эвристические олимпиады и такие проекты как "Феномен", "Мой виртуальный дом", "My Sweet Valentine" стали традиционными и проводятся Центрам "Эйдос" каждый год.

Когда в наших проектах стало принимать участие все больше и больше учащихся из разных школ и городов, стало ясно, что нужна отдельная организация, которая могла бы обеспечить образовательную деятельность с учениками и учителями этих школ на расстоянии. Родилась идея создать Центр дистанционного образования и назвать его "Эйдос", что на древнегреческом означает "идея", образ". Мне показалось, что это древнее понятие, являющееся символом идеального мира, мира идей, очень подходит для обозначения глубинного смысла виртуального мира. Я и сейчас убежден, что виртуальное пространство, в котором происходят современные телекоммуникации, есть не что иное, как форма проявления того мира идей, сферы духа, о которой говорили философы - и древние, и современные.

Место и адрес для сайта Центра "Эйдос" предоставила замечательная фирма "Техно" (сейчас СК "Трейд") - один из пионеров российского Интернета. Сейчас счетчик посещений Центра "Эйдос" показывает 14500, в проектах, курсах и олимпиадах креативного типа приняло участие более 2000 школьников, в дистанционных семинарах участвуют педагоги из многих школ и вузов России и стран ближнего зарубежья.

2. Расскажите, пожалуйста, о проблемах Центра "Эйдос".

Основных проблем несколько. Первая - это разработка дистанционной педагогики. Сегодня необходима интеграция новейших педагогических технологий с телекоммуникационными. На одних только технических возможностях далеко "не уедешь". Дистанционное обучение, дистанционное творчество, дистанционное воспитание - здесь необходимы свои особые подходы. У Центра "Эйдос" есть тесная связь с Российской академией образования, её научный потенциал мы привлекаем для решения этих проблем. Например, многие наши дистанционные проекты курирует Президент РАО Н.Д.Никандров, поддерживает нас директор Института общего образования Ю.И.Дик.

Другая проблема - как научиться работать на самоокупаемости в сфере образования, с тем чтобы иметь возможность реализовывать концепцию творческого обучения вне зависимости от условий, которые, например, нам пытаются диктовать сегодня зарубежные "спонсоры". Центр "Эйдос" - некоммерческое негосударственное образовательное учреждение, работающее самостоятельно, в основном, на самоокупаемости. Его деятельность финансируется за счёт регистрационных взносов за олимпиады и проекты, оплаты информационных образовательных услуг, научно-практических разработок.

Третья проблема - "человеческий фактор". Дистанционное обучение, особенно школьное, пока не набрало необходимых "оборотов". Среди руководителей школ, лицеев, управлений образованием недостаточно понимание его возможностей для базового образования. Именно "человеческий фактор", а не техническое обеспечение - основной фактор, сдерживающий развитие дистанционного обучения в школах.

2. Какая доля учебных заведений использует в своей работе проблемно-развивающие и эвристические технологии? Как вы думаете, какой процент учебных заведений пользуется услугами Вашего Центра?

Творческую ориентацию заявляют не так много учебных заведений, например, среди негосударственных школ Москвы раскрытие творческих способностей учеников в своей концепции провозглашают 18% школ. Разумеется, не все заявленное осуществляется на деле. В наших эвристических олимпиадах только 1-3% участников достигают высших оценок. Причиной низкого уровня творчества в школах является, на наш взгляд, гонка за требованиями, которые диктуют вузы. В результате более необходимым для учителей является "натаскивание" учеников под определённые, отнюдь не творческие требования. В результате - отчуждение образования от того, к чему действительно способен ученик, которому приходится искать лазейки, чтобы "найти и сдать" контрольные нормативы, вместо того, чтобы уделить внимание тому, к чему у него действительно есть способности. Чтобы убедиться в "ненормальном" положении дел в школе (и вузе) достаточно посмотреть в Интернете рейтинги сайтов, где больше всего посещений у всевозможных коллекций рефератов, контрольных и дипломных работ, которые продвинутые учащиеся "скачивают" и сдают ничего не подозревающим педагогам. При творческой ориентации обучения такое практически невозможно.

3. Как Вы считаете, приобретет ли Центр большую популярность в связи с развитием компьютерных технологий и внедрением Internet'а в различных учебных заведениях?

Мы рады, что по данным различных опросов Центр "Эйдос" лидирует в области дистанционного школьного обучения. В этом - признание того, что мы делаем "нужное дело и в правильном направлении". Развитие компьютерных технологий приведет (и уже приводит) к тому, что почти каждая школа сможет не только использовать возможности Интернет, но и предлагать через сеть свои образовательные услуги. Многие педагоги проходят у нас обучение по созданию собственных дистанционных проектов и курсов. Однако опыт свидетельствует, что потребность в координации такой работы, в ее развитии и постепенном совершенствовании у школ всегда есть. Например, по нашей инициативе сейчас проводится конкурс "Дистанционный учитель года -99" - впервые в России. Работы конкурсантов очень интересные и содержательные, основанные на личном опыте. Надеюсь, что данный конкурс станет традиционным, как и многие разработанные в нашем Центре проекты. Сегодня нам удается быть на передовом крае дистанционной педагогики и быть интересными для многих, думаю, что и в будущем мы будем развивать свою деятельность и приносить пользу ученикам, учителям, школам.

4. Разрабатываются ли в Центре развивающие проекты для детей дошкольного возраста, может быть игрового типа?

В наших проектах иногда участвуют воспитанники детского сада, дети 5-6 лет. При наличии на местах заинтересованных воспитателей или родителей такая деятельность может происходить и дальше.

5. Часто ли в прессе появляется информация о Центре?

Нет, не часто. Это направление в Центре "западает", и мы пытаемся его развивать и поддерживать. Например, недавно совместно с академией и министерством образования мы провели беспрецендентную акцию - Дистанционную августовскую педагогическую конференцию на тему перехода к 12-летней школе. В ней приняло участие более 6000 человек. Пригласили несколько педагогических изданий, которые дали на своих страницах информацию о нашем мероприятии, среди них журнал "Университет и школа", газеты "Первое сентября", "Управление школой". А вообще у нас есть свой еженедельный список рассылки, в котором уже около 800 электронных адресов - школ, вузов, частных лиц. Там мы публикуем самую свежую информацию обо всех наших мероприятиях, аналитические статьи учителей и учёных по актуальным вопросам образования, мнения дистанционных учеников и педагогов. Подписаться на этот список можно по адресу E-mail: list@eidos.ru.

6. Многие ли педагоги посещают Ваши очные и дистанционные семинары?

Еще в 1988 году я со своими студентами организовал слет учителей-физиков, в котором приняли участие около 350 человек, затем были проведены около трех десятков очных оргдеятельностных семинаров по эвристическому обучению для педагогов и администраторов. Теперь такие семинары проводятся реже - дорогая стала дорога для участников. Дистанционно участвовать дешевле и удобнее – каждый участник разрабатывает индивидуальный материал, при этом получая рецензии руководителей семинара и участвуя в дискуссиях в режиме электронной конференции (E-mail и чат). Мы проводим дистанционные семинары на такие темы, как "Введение в дистанционное обучение", "Разработка дистанционных курсов", "Эвристическая образовательная ситуация" и другие. Только что закончился дистанционный педагогический семинар "Методика работы с одарёнными детьми", в котором принимало участие 30 учителей и руководителей школ из разных городов России. Сейчас мы расширяем тематику дистанционных семинаров, ориентируясь на такие проблемы, как творческая самореализация школьников, организация дистанционного обучения в школе, предстоящий переход к 12-летней школе.

7. Как вы думаете, что может повлечь за собой коренное изменение структуры образовательной системы? Возможно ли создание основного (не дополнительного) учебного заведения, весь образовательный процесс в котором будет построен на эвристике?

Коренное изменение - вещь маловероятная. Образование – консервативно, сохраняет свои традиции. Однако, необходимо вносить новые идеи в содержание и формы обучения, соединять педагогические технологии с информационными. С нами работают очные школы, близкие нам по духу, которые включают эвристический компонент в учебный процесс. Сейчас работа развивается на новом - дистанционном уровне с расширением круга единомышленников, выявлением и привлечением к ней талантливых учеников и учителей.

8. Многие ли семьи в России обучают детей на дому на основе дистанционных технологий?

Скорее всего таких семей ещё очень мало. Многие родители, у которых дома есть компьютер и доступ в Интернет, рано или поздно начинают осознавать важность дистанционного образования для своих детей. Некоторые из них обращаются к нам с просьбой вести дистанционные занятия с их детьми, но почему-то считают, что это должно быть бесплатно или почти бесплатно. Видимо, требуется время, чтобы стало понятно, что образование - не бесплатный, а самой дорогой продукт, который определяет всю жизнь человека, его дальнейшие успехи и благополучие. Пока же мы предлагаем таким родителям принимать участие в дистанционных проектах и олимпиадах, доступных по стоимости, имеющих массовый характер и творческую ориентацию.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2011

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо

A.В.Хуторской. Интервью для журнала "Компьютер в школе", 1999

:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Интервью для журнала "Компьютер в школе", 1999

Анна Чебурахтина:

Уважаемый Андрей Викторович! Я представляю многопрофильный лицей пос. Коммунарка Московской области Ленинского района. Я являюсь редактором школьной газеты "Лицейские Вести". Представители нашего Лицея принимали участие в ряде дистанционных олимпиад, проводимых центром "Эйдос", что вызвало бурю восторга и живой интерес. Так как многие педагоги, ученики и их родители практически не знакомы с эвристическими технологиями в системе обучения, мы планируем опубликовать материал на эту тему как в нашей газете, так, возможно, и в местной прессе. Мы нашли очень много полезной информации на сайте "Эйдоса". Но по некоторым вопросам хотелось бы побеседовать с Вами лично, взять виртуальное интервью. Оно планируется к опубликованию в районной газете "Видновские Вести" и, если возьмут, в журнале "Компьютер в школе".

1. Как родилась идея создания дистанционного Центра? Разрабатывались ли раньше какие-либо проекты дистанционного обучения под Вашим началом? Если да, то расскажите подробнее.

С дистанционным обучением, точнее с использованием телекоммуникационых технологий в школьном образовании, я впервые познакомился в 1989 году во время советско-американского проекта "Школьная электронная почта", организованного под руководством Питера Копена и Александра Уварова. В Москве проводился двухнедельный семинар, на котором российские и американские учителя разрабатывали совместные образовательные проекты, которые затем реализовывались вместе с учениками. Я тогда работал учителем естествознания в экспериментальной школе №734 г.Москвы. К слову сказать, компьютер тогда для меня был чем-то непостижимым и непонятным. Но его возможности захватывали не только меня. Например, как-то в метро я вез для школы необычное по тем временам устройство - люмофон (средство для пересылки статичных изображений дистантно разговаривающих людей). Так вот, упаковку моего люмофона разглядывало пол-вагона, я уж не говорю об учениках, которые увидели этот необычный прибор в школе.

Снова к дистанционной деятельности я вернулся в 1995 году, работая в школе, которую учредил - в Школе свободного развития (пос.Черноголовка Московской обл.). Это небольшая, но уникальная школа, в которой ученики, начиная с 1 класса обучались в интенсивном творческом режиме, например, за учебный год один ученик мог разработать и защитить перед школьным магистратом (а это - выбранные ученики и учителя) 10-15 творческих работ по самым разным предметам и проблемам. Лучшие работы публиковались в сборниках. За опытом к нам приезжали сотни учителей из разных городов России.

В этой школе ребята переписывались с зарубежными школьниками с помощью электронной почты, изучая не только язык, но и то, как и чему учатся в разных странах. В 1997 году мы выступили инициаторами проведения Международной дистанционной эвристической олимпиады, в которой приняло участие 147 школьников из России и США. Оказалось, что дистанционные соревнования в творчестве очень нужны многим учителям и ученикам, которые хотят не просто переписываться, а участвовать в совместных делах, учиться с помощью сети Интернет.

Одной из номинаций в первой Междунардной дистанционной олимпиаде была номинация "Феномен". Она послужила основой для проведения отдельного дистанционного проекта на эту же тему, где ребята могли обнаружить и исследовать необычные явления в природе, культуре, технике, в самом себе. Теперь эвристические олимпиады и такие проекты как "Феномен", "Мой виртуальный дом", "My Sweet Valentine" стали традиционными и проводятся Центрам "Эйдос" каждый год.

Когда в наших проектах стало принимать участие все больше и больше учащихся из разных школ и городов, стало ясно, что нужна отдельная организация, которая могла бы обеспечить образовательную деятельность с учениками и учителями этих школ на расстоянии. Родилась идея создать Центр дистанционного образования и назвать его "Эйдос", что на древнегреческом означает "идея", образ". Мне показалось, что это древнее понятие, являющееся символом идеального мира, мира идей, очень подходит для обозначения глубинного смысла виртуального мира. Я и сейчас убежден, что виртуальное пространство, в котором происходят современные телекоммуникации, есть не что иное, как форма проявления того мира идей, сферы духа, о которой говорили философы - и древние, и современные.

Место и адрес для сайта Центра "Эйдос" предоставила замечательная фирма "Техно" (сейчас СК "Трейд") - один из пионеров российского Интернета. Сейчас счетчик посещений Центра "Эйдос" показывает 14500, в проектах, курсах и олимпиадах креативного типа приняло участие более 2000 школьников, в дистанционных семинарах участвуют педагоги из многих школ и вузов России и стран ближнего зарубежья.

2. Расскажите, пожалуйста, о проблемах Центра "Эйдос".

Основных проблем несколько. Первая - это разработка дистанционной педагогики. Сегодня необходима интеграция новейших педагогических технологий с телекоммуникационными. На одних только технических возможностях далеко "не уедешь". Дистанционное обучение, дистанционное творчество, дистанционное воспитание - здесь необходимы свои особые подходы. У Центра "Эйдос" есть тесная связь с Российской академией образования, её научный потенциал мы привлекаем для решения этих проблем. Например, многие наши дистанционные проекты курирует Президент РАО Н.Д.Никандров, поддерживает нас директор Института общего образования Ю.И.Дик.

Другая проблема - как научиться работать на самоокупаемости в сфере образования, с тем чтобы иметь возможность реализовывать концепцию творческого обучения вне зависимости от условий, которые, например, нам пытаются диктовать сегодня зарубежные "спонсоры". Центр "Эйдос" - некоммерческое негосударственное образовательное учреждение, работающее самостоятельно, в основном, на самоокупаемости. Его деятельность финансируется за счёт регистрационных взносов за олимпиады и проекты, оплаты информационных образовательных услуг, научно-практических разработок.

Третья проблема - "человеческий фактор". Дистанционное обучение, особенно школьное, пока не набрало необходимых "оборотов". Среди руководителей школ, лицеев, управлений образованием недостаточно понимание его возможностей для базового образования. Именно "человеческий фактор", а не техническое обеспечение - основной фактор, сдерживающий развитие дистанционного обучения в школах.

2. Какая доля учебных заведений использует в своей работе проблемно-развивающие и эвристические технологии? Как вы думаете, какой процент учебных заведений пользуется услугами Вашего Центра?

Творческую ориентацию заявляют не так много учебных заведений, например, среди негосударственных школ Москвы раскрытие творческих способностей учеников в своей концепции провозглашают 18% школ. Разумеется, не все заявленное осуществляется на деле. В наших эвристических олимпиадах только 1-3% участников достигают высших оценок. Причиной низкого уровня творчества в школах является, на наш взгляд, гонка за требованиями, которые диктуют вузы. В результате более необходимым для учителей является "натаскивание" учеников под определённые, отнюдь не творческие требования. В результате - отчуждение образования от того, к чему действительно способен ученик, которому приходится искать лазейки, чтобы "найти и сдать" контрольные нормативы, вместо того, чтобы уделить внимание тому, к чему у него действительно есть способности. Чтобы убедиться в "ненормальном" положении дел в школе (и вузе) достаточно посмотреть в Интернете рейтинги сайтов, где больше всего посещений у всевозможных коллекций рефератов, контрольных и дипломных работ, которые продвинутые учащиеся "скачивают" и сдают ничего не подозревающим педагогам. При творческой ориентации обучения такое практически невозможно.

3. Как Вы считаете, приобретет ли Центр большую популярность в связи с развитием компьютерных технологий и внедрением Internet'а в различных учебных заведениях?

Мы рады, что по данным различных опросов Центр "Эйдос" лидирует в области дистанционного школьного обучения. В этом - признание того, что мы делаем "нужное дело и в правильном направлении". Развитие компьютерных технологий приведет (и уже приводит) к тому, что почти каждая школа сможет не только использовать возможности Интернет, но и предлагать через сеть свои образовательные услуги. Многие педагоги проходят у нас обучение по созданию собственных дистанционных проектов и курсов. Однако опыт свидетельствует, что потребность в координации такой работы, в ее развитии и постепенном совершенствовании у школ всегда есть. Например, по нашей инициативе сейчас проводится конкурс "Дистанционный учитель года -99" - впервые в России. Работы конкурсантов очень интересные и содержательные, основанные на личном опыте. Надеюсь, что данный конкурс станет традиционным, как и многие разработанные в нашем Центре проекты. Сегодня нам удается быть на передовом крае дистанционной педагогики и быть интересными для многих, думаю, что и в будущем мы будем развивать свою деятельность и приносить пользу ученикам, учителям, школам.

4. Разрабатываются ли в Центре развивающие проекты для детей дошкольного возраста, может быть игрового типа?

В наших проектах иногда участвуют воспитанники детского сада, дети 5-6 лет. При наличии на местах заинтересованных воспитателей или родителей такая деятельность может происходить и дальше.

5. Часто ли в прессе появляется информация о Центре?

Нет, не часто. Это направление в Центре "западает", и мы пытаемся его развивать и поддерживать. Например, недавно совместно с академией и министерством образования мы провели беспрецендентную акцию - Дистанционную августовскую педагогическую конференцию на тему перехода к 12-летней школе. В ней приняло участие более 6000 человек. Пригласили несколько педагогических изданий, которые дали на своих страницах информацию о нашем мероприятии, среди них журнал "Университет и школа", газеты "Первое сентября", "Управление школой". А вообще у нас есть свой еженедельный список рассылки, в котором уже около 800 электронных адресов - школ, вузов, частных лиц. Там мы публикуем самую свежую информацию обо всех наших мероприятиях, аналитические статьи учителей и учёных по актуальным вопросам образования, мнения дистанционных учеников и педагогов. Подписаться на этот список можно по адресу E-mail: list@eidos.ru.

6. Многие ли педагоги посещают Ваши очные и дистанционные семинары?

Еще в 1988 году я со своими студентами организовал слет учителей-физиков, в котором приняли участие около 350 человек, затем были проведены около трех десятков очных оргдеятельностных семинаров по эвристическому обучению для педагогов и администраторов. Теперь такие семинары проводятся реже - дорогая стала дорога для участников. Дистанционно участвовать дешевле и удобнее – каждый участник разрабатывает индивидуальный материал, при этом получая рецензии руководителей семинара и участвуя в дискуссиях в режиме электронной конференции (E-mail и чат). Мы проводим дистанционные семинары на такие темы, как "Введение в дистанционное обучение", "Разработка дистанционных курсов", "Эвристическая образовательная ситуация" и другие. Только что закончился дистанционный педагогический семинар "Методика работы с одарёнными детьми", в котором принимало участие 30 учителей и руководителей школ из разных городов России. Сейчас мы расширяем тематику дистанционных семинаров, ориентируясь на такие проблемы, как творческая самореализация школьников, организация дистанционного обучения в школе, предстоящий переход к 12-летней школе.

7. Как вы думаете, что может повлечь за собой коренное изменение структуры образовательной системы? Возможно ли создание основного (не дополнительного) учебного заведения, весь образовательный процесс в котором будет построен на эвристике?

Коренное изменение - вещь маловероятная. Образование – консервативно, сохраняет свои традиции. Однако, необходимо вносить новые идеи в содержание и формы обучения, соединять педагогические технологии с информационными. С нами работают очные школы, близкие нам по духу, которые включают эвристический компонент в учебный процесс. Сейчас работа развивается на новом - дистанционном уровне с расширением круга единомышленников, выявлением и привлечением к ней талантливых учеников и учителей.

8. Многие ли семьи в России обучают детей на дому на основе дистанционных технологий?

Скорее всего таких семей ещё очень мало. Многие родители, у которых дома есть компьютер и доступ в Интернет, рано или поздно начинают осознавать важность дистанционного образования для своих детей. Некоторые из них обращаются к нам с просьбой вести дистанционные занятия с их детьми, но почему-то считают, что это должно быть бесплатно или почти бесплатно. Видимо, требуется время, чтобы стало понятно, что образование - не бесплатный, а самой дорогой продукт, который определяет всю жизнь человека, его дальнейшие успехи и благополучие. Пока же мы предлагаем таким родителям принимать участие в дистанционных проектах и олимпиадах, доступных по стоимости, имеющих массовый характер и творческую ориентацию.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо