:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Виртуальное обучение: настоящее и будущее. Ответы А.В.Хуторского на вопросы главного редактора Интернет-журнала // Интернет-Zhurnal.Ru. - 1997. - №6. - (http://www.zhurnal.ru)

Вопрос: Сейчас много говорят о перспективах дистанционного обучения. В какой мере, на Ваш взгляд, обучающая программа или удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через Сеть, может заменить живое присутствие учителя? И в какой степени не может?

А.В.Хуторской: Дистанционное взаимодействие учителя и ученика безусловно подразумевает их "живое присутствие". Учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста, графики и других компьютерных средств, неизбежно вкладывает в них свою сущность, свою душу, своё "я". Одно и то же слово, например, слово "жизнь", написанное человеком или сгенерированное машиной, имеют различную энергетику и отличаются по своему воздействию так же, как живописный оригинал картины отличается от её репродукции.

Проблема живого присутствия учителя в образовании характерна не только для дистанционного, но и для традиционного обучения. Не секрет, что можно встретить учителей, которые весьма отчуждённо выполняют свои функции, присутствуя на уроках формально, а не "вживую".

Дистанционное обучение, кстати, давно используется в традиционном учебном процессе. Например, ученики читают книги, изучают законы или слушают музыку, а авторы этих произведений могут быть значительно удалены от них во времени и пространстве.

Вопрос: Как Вы оцениваете влияние новых информационных технологий (компьютерные учебные программы и игры, мультимедийные CD-ROMы, Интернет) на формирование психологии и мировоззрения школьников?

А.В.Хуторской: Компьютерные игры привлекают детей прежде всего своей интерактивностью, то есть возможностью совершения определённых действий, требующих быстроты, ловкости, смекалки. Успех компьютерных игр у подростков, приводящий, подчас, к психологической зависимости от них, достигаются благодаря интенсивной деятельности, которую предполагают эти игры. К сожалению, интерактивных учебных программ сегодня почти нет. Чаще всего на отечественных CD-ROMах встречаются "обучалки", отличающиеся от привычных бумажных учебников лишь некоторыми мультимедийными средствами, но не возможностью ученика самореализовывать себя.

Дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения.

Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.
Отдельная проблема - мировоззрение человека в виртуальном мире. В чём будут состоять особенности взглядов на мир выпускника виртуальной школы? Какими личностными чертами будет обладать этот человек? Виртуальный и реальный мир - в чём сходство и отличие их целей и ценностей? Виртуальное образование - что это такое? Ответы на эти вопросы могут дать лишь комплексные научно-практические исследования в будущем.

Вопрос: Следует ли ограничивать доступ несовершеннолетних к определенной части Сети (сайты, содержащие сексуальный материал, насилие и т.п.)? Если да, каким образом должен регулироваться доступ?

А.В.Хуторской: Для регулирования доступа детей к определённым частям Сети существуют специальные программы, практикуемые в семьях на западе: Cyber Patrol (www. cyberpatrol.com), Net Shepherd's DaxHound (www.netshepherd.com), SafeSurf (www.safesurf.com), Cybersitter (www.solidoak.com). Встроенная функция "родительского контроля" есть в Internet Explorer 3.0 (вкладка Security).

Вопрос: Каким Вам видится настоящее и будущее "Учебного Интернета" (и - более узко - "Детского Интернета") в России в плане его содержания и в плане организации доступа к ресурсам?

А.В.Хуторской: Учебный Интернет в России на первом этапе будет создаваться скорее всего хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения.

Детский Интернет, на мой взгляд, вряд ли выделится в отдельную структуру. Скорее всего он будет интегрирован в систему общего дистанционного образования и услуг.

Возможные области Учебного Интернета могут быть следующие: а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и завязывания знакомств; б) дистантные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и др.); в) дистантные курсы - дополнительные, базовые, подготовка в вузы; г) система тестирования, дистантные формы выпускных и впускных экзаменов; д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием; е) система учительской подготовки - дистантные семинары, банки педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная аттестация учителей; ж) дистантное студенческое обучение, з) родительские страницы и т.д.

Актуальной проблемой Учебного Интернета является дистанционное творчество учеников. Этой проблемой занимается наша Дистанционная школа творчества. В планах школы - проведение эвристических олимпиад и конкурсов, школьных творческих проектов, учительских семинаров.
 


© А.В.Хуторской, 1997—2011

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо

A.В.Хуторской. Интервью для Интернет-Zhurnal.Ru.1997

:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Виртуальное обучение: настоящее и будущее. Ответы А.В.Хуторского на вопросы главного редактора Интернет-журнала // Интернет-Zhurnal.Ru. - 1997. - №6. - (http://www.zhurnal.ru)

Вопрос: Сейчас много говорят о перспективах дистанционного обучения. В какой мере, на Ваш взгляд, обучающая программа или удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через Сеть, может заменить живое присутствие учителя? И в какой степени не может?

А.В.Хуторской: Дистанционное взаимодействие учителя и ученика безусловно подразумевает их "живое присутствие". Учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста, графики и других компьютерных средств, неизбежно вкладывает в них свою сущность, свою душу, своё "я". Одно и то же слово, например, слово "жизнь", написанное человеком или сгенерированное машиной, имеют различную энергетику и отличаются по своему воздействию так же, как живописный оригинал картины отличается от её репродукции.

Проблема живого присутствия учителя в образовании характерна не только для дистанционного, но и для традиционного обучения. Не секрет, что можно встретить учителей, которые весьма отчуждённо выполняют свои функции, присутствуя на уроках формально, а не "вживую".

Дистанционное обучение, кстати, давно используется в традиционном учебном процессе. Например, ученики читают книги, изучают законы или слушают музыку, а авторы этих произведений могут быть значительно удалены от них во времени и пространстве.

Вопрос: Как Вы оцениваете влияние новых информационных технологий (компьютерные учебные программы и игры, мультимедийные CD-ROMы, Интернет) на формирование психологии и мировоззрения школьников?

А.В.Хуторской: Компьютерные игры привлекают детей прежде всего своей интерактивностью, то есть возможностью совершения определённых действий, требующих быстроты, ловкости, смекалки. Успех компьютерных игр у подростков, приводящий, подчас, к психологической зависимости от них, достигаются благодаря интенсивной деятельности, которую предполагают эти игры. К сожалению, интерактивных учебных программ сегодня почти нет. Чаще всего на отечественных CD-ROMах встречаются "обучалки", отличающиеся от привычных бумажных учебников лишь некоторыми мультимедийными средствами, но не возможностью ученика самореализовывать себя.

Дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения.

Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.
Отдельная проблема - мировоззрение человека в виртуальном мире. В чём будут состоять особенности взглядов на мир выпускника виртуальной школы? Какими личностными чертами будет обладать этот человек? Виртуальный и реальный мир - в чём сходство и отличие их целей и ценностей? Виртуальное образование - что это такое? Ответы на эти вопросы могут дать лишь комплексные научно-практические исследования в будущем.

Вопрос: Следует ли ограничивать доступ несовершеннолетних к определенной части Сети (сайты, содержащие сексуальный материал, насилие и т.п.)? Если да, каким образом должен регулироваться доступ?

А.В.Хуторской: Для регулирования доступа детей к определённым частям Сети существуют специальные программы, практикуемые в семьях на западе: Cyber Patrol (www. cyberpatrol.com), Net Shepherd's DaxHound (www.netshepherd.com), SafeSurf (www.safesurf.com), Cybersitter (www.solidoak.com). Встроенная функция "родительского контроля" есть в Internet Explorer 3.0 (вкладка Security).

Вопрос: Каким Вам видится настоящее и будущее "Учебного Интернета" (и - более узко - "Детского Интернета") в России в плане его содержания и в плане организации доступа к ресурсам?

А.В.Хуторской: Учебный Интернет в России на первом этапе будет создаваться скорее всего хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения.

Детский Интернет, на мой взгляд, вряд ли выделится в отдельную структуру. Скорее всего он будет интегрирован в систему общего дистанционного образования и услуг.

Возможные области Учебного Интернета могут быть следующие: а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и завязывания знакомств; б) дистантные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и др.); в) дистантные курсы - дополнительные, базовые, подготовка в вузы; г) система тестирования, дистантные формы выпускных и впускных экзаменов; д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием; е) система учительской подготовки - дистантные семинары, банки педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная аттестация учителей; ж) дистантное студенческое обучение, з) родительские страницы и т.д.

Актуальной проблемой Учебного Интернета является дистанционное творчество учеников. Этой проблемой занимается наша Дистанционная школа творчества. В планах школы - проведение эвристических олимпиад и конкурсов, школьных творческих проектов, учительских семинаров.
 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо