:ДИСКУССИИ

Модель среды в ДО

Отклики в форуме на статью А.В.Хуторского "Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении" - http://eidos.ru/journal/2005/0901.htm


Овсейцев А.А.
Вопросы Андрею Викторовичу Хуторскому 1. Каким образом можно конкретизовать довольно-таки широкое поняти "образовательная среда"? В обыденном сознании бытуют такие понятия, как: - образовательная среда "улицы", - образовательная среда в семье, - образовательная среда в "школе" - образовательная среда на производстве, - образовательная среда в той или иной социальной среде. Под это же понятие можно подвести и понятие "педагогическая среда", если вести разговор о "системе образования через всю жизнь". 2. Предполагает ли "эвристическое обучение" развитие творческой активности индивида в сфере разрешения проблемных ситуаций в социальной среде? 3. Почему Ваша модель образовательной среды не сопряжена с моделью "производства личности"? При этом я имею ввиду то, что должна иметь место и "модель личности", как некий "эталон" качества "продукции педагогической среды"

Хуторской А.В. Овсейцев А.А. пишет: цитата1. Каким образом можно конкретизовать довольно-таки широкое поняти "образовательная среда"? В обыденном сознании бытуют такие понятия, как: - образовательная среда "улицы", Вот вы, собственно, и конкретизировали это понятие по его типам. Овсейцев А.А. пишет: цитатаПод это же понятие можно подвести и понятие "педагогическая среда", если вести разговор о "системе образования через всю жизнь". Образовательная среда - та, где образовываются; педагогическая - та, где образовывают (обучают и воспитывают). Овсейцев А.А. пишет: цитата2. Предполагает ли "эвристическое обучение" развитие творческой активности индивида в сфере разрешения проблемных ситуаций в социальной среде? Предполагает. Овсейцев А.А. пишет: цитата3. Почему Ваша модель образовательной среды не сопряжена с моделью "производства личности"? При этом я имею ввиду то, что должна иметь место и "модель личности", как некий "эталон" качества "продукции педагогической среды" "Модель личности" содержится только в самой личности. Проектировать её извне - негуманно по отношению к природе личности.

Miroshnikov Хуторской А.В. пишет: цитата"Модель личности" содержится только в самой личности. Проектировать её извне - негуманно по отношению к природе личности. Громко (сильно?) сказано? Не ставит ли это крест на самосовершенствовании личности? Ведь развитие(?) в отсутствие внешних ориентиров - не обязательно прогресс

Свиченская О.Н. любое образование проектирует определенную модель личности. Учитель - это внешнее воздействие, равно как и среда, в которой живет личность. Человек - явление социальное, на него постоянно оказывается влияние, и внешние условия "обтесывают" личность даже вопреки её желанию!

Анненков (
комментарий к докладу А.В.Хуторского "Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении") Доклад уважаемого основателя "Эйдоса" посвящен ключевому понятию конференции "Образовательная среда сегодня и завтра". Одинаково ли мы воспринимаем это понятие? И как будут толковать его наши ученики? Доклад начинается словами "Ресурсная среда, окружающая человека в процессе его нахождения в телекоммуникационных системах..." Далее читаем: "Под образовательной средой мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования..." Еще ниже: "Окружающая человека образовательная среда может быть представлена в виде сопряженных и жизненно важных для него сфер". "В предельном случае под образовательной средой будем считать образовательную область".., а "под образовательной областью понимается, как правило, некоторый объём информации..." Эти цитаты указывают на информационно-коммуникационное понимание "образовательной среды" как той или иной предметной области деятельности субъектов образовательного процесса. Если таково понимание "образовательной среды" сегодня, то каким оно будет "завтра"? Будут ли наши ученики включать в "образовательную среду" и субъектов образовательного процесса?

Хуторской А.В. Анненков пишет: цитата Одинаково ли мы воспринимаем это понятие? И как будут толковать его наши ученики? Конечно, не одинаково понимаем. Поэтому и происходит развитие науки. Как будут толковать понятие образовательной среды ученики? Если вы имеете ввиду тех, кто будет профессионально заниматься образованием, то это область прогностики. А почему вам это интересно? Анненков пишет: цитата Будут ли наши ученики включать в "образовательную среду" и субъектов образовательного процесса? Я бы у них об этом и спросил.

Андреев A.A. Вопрос А.Хуторскому Коллега, меня всегда восхищал ваши новации, и еще то, что вы реализуете это на уровне среднего образования. Скажите, пожалуйста, насколько я близок к эвристическому ДО как практик, глубоко не знакомый с вашим подходом, организуя учебный процесс у студентов – заочников непедагогического вуза, выполняющих в межсессионный период контрольную работу. Привожу руководство по подготовке контрольно работы Методические указания по подготовке практического задания (контрольной работы) по дисциплине «Педагогика высшей школы» Учебный процесс, является частным случаем бизнес – процесса, а учебная программа своеобразным бизнес- планом. Навыки проектной деятельности позволяют развивать системное мышление, корректно оценивать качество учебного внешнего или собственноручно организованного учебного процесса. Цель: В результате выполнения контрольной работы студент будет уметь проектировать учебный процесс по конкретному самостоятельно разработанному тренировочному курсу на основе знаний по: • Выбору актуальной тематики для тренировочного курса; • Целеполаганию (при постановке целей изучения тренировочного курса, целей проведения видов занятий и т.д.); • Структуре и организации проведения различных видов занятий (лекций, семинаров, экзаменов и т.д.); Для реализации методики предлагается инверсный подход существо которого состоит в том, что студент становиться как бы преподавателем и пытается на научной основе (теоретической педагогике) научить из области его профессиональной деятельности или интересов теперь уже преподавателя тому, что, по его мнению, он считает актуальным, полезным или интересным. Контрольная работа должна состоять из двух частей. 1. Тренировочная учебная программа самостоятельного курса. 2. Разработка тренировочных вариантов выбранных самостоятельно видов учебных занятий (например, лекции), запланированных в тренировочной учебной программе. I. Алгоритм (последовательность) действий при разработке тренировочной учебной программы курса (дисциплины) 1. Выбор темы Студент выбирает тему и соответственно отбирает содержание материала (сведения, информацию), отобранного для обучения материала. Это может быть профессиональная область деятельности студента (экономика, менеджмент и т.д.) или сфера личных интересов (кулинария, спорт и т.д.) Присваивает название теме. Это и будет название его мини учебного курса, который предстоит спроектировать. Теперь он становится студентом-преподавателем. 2. Актуальность В этом подразделе студент старается заинтересовать, мотивировать к изучению своего тренировочного курса того, кому предназначен курс (в данном случае преподавателя). Убедить и доказать, что время, затраченное будущим потребителем образовательных услуг на обучение по его курсу (дисциплине) пригодится ему в жизни. 3. Цель Студент-преподаватель должен сформулировать те знания и умения, которые получит его слушатель в результате изучения курса. Здесь же указывается уровень усвоения содержания тренировочного курса (дисциплины). 4. Содержание учебного материала Содержание отбирается, опираясь на научные принципы, следующие из теории формирования содержания. При большом объеме содержание обычно оно разбивается на темы, которые снабжаются краткой аннотации того, что, по мнению студента-преподавателя содержится в каждой теме (т.н. дидактические единицы). 5. Описание организации проведения учебного процесса. Подраздел имеет цель описание для будущего потребителя сценария учебного процесса. Студент-преподаватель должен выбрать виды, количество и последовательность проведения учебных занятий (лекции, семинары, практикумы и т.д.) их продолжительность и последовательность, необходимое материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование и т.д.) для эффективного проведения занятий. 6. Информационное обеспечение учебного процесса В простейшем случае - это список литературы, сайтов в Интернет и т.д., позволяющий подробно изучить более подробно и самостоятельно тренировочный курс. 7. Сведения об авторе Составляется по структуре типового резюме, но не так подробно. II. Проектирование видов (организационных форм) учебных занятий 1. Студент выбирает один из видов учебных занятий, запланированных им самим в тренировочной учебной программе. Это может быть лекция, зачет, практическое занятие деловая игра и т.д. Как вариант, можно ограничиться, например, лекцией и составлением тестовых заданий для контроля усвоения знаний. Если в качестве контрольного мероприятия выбирается тестирование, то, например, по тематике лекции должны быть составлены 2-3 тестовых задания. Контрольная работа может оформляться в рукописном или печатном варианте. Она представляется для защиты очно на зачете или может быть выслана для проверки по электронной почте.

Хуторской А.В. Андреев A.A. пишет: цитатаСкажите, пожалуйста, насколько я близок к эвристическому ДО как практик, глубоко не знакомый с вашим подходом ... Уважаемый Александр Александрович, вы вполне можете познакомиться с моим подходом к эвристическому обучению по статьям в Интернет-журнале "Эйдос" - http://eidos.ru/journal/ , а также по другим опубликованным в "бумажной" печати моим работам - http://eidos.ru/avh/books/index.htm

Данилова Анна Цитата из статьи "На наш взгляд, на начальном этапе образовательного процесса никаких дополнительных источников информации, кроме естественного окружения ребенка, в том числе и информационного, находящегося в сети Интернет, не требуется." Вопрос: 1) Андрей Викторович, что Вы понимаете под начальным этапом образовательного процесса? Приведите пример дополнительного источника информации, который не требуется на данном этапе. 2) Эвристическое, проблемное и развивающее обучение - аналоги или между ними есть принципиальные различия? 3) Возможно ли все школьное образование построить на эвристической основе? Я полагаю, что так должно быть, но возможно ли?

Хуторской А.В. Данилова Анна пишет: цитата Андрей Викторович, что Вы понимаете под начальным этапом образовательного процесса? Речь здесь идет об образовательном цикле в эвристическом обучении. Изначально ученику предлагаются не знания о действительности, а сама действительность. Внешние знания предлагаются ученику только тогда, когда он уже создал некое своё знание об объекте. Данилова Анна пишет: цитата Приведите пример дополнительного источника информации, который не требуется на данном этапе. Не требуется учебник (объяснение из него) с изложением готовой теории или закономерности. Сначала ученик исследует проблему и пытается представить свое теоретическое объяснение. Данилова Анна пишет: цитата2)Эвристическое, проблемное и развивающее обучение - аналоги или между ними есть принципиальные различия? Есть отличия, есть и сходства. На эту тему есть целый параграф в книге Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - Вот только два фрагмента из неё: "Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата". "Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания, вариантов образования". Данилова Анна пишет: цитата3)Возможно ли все школьное образование построить на эвристической основе? Я полагаю, что так должно быть, но возможно ли? Эвристическая основа есть В ЛЮБОМ типе образования. Вопрос доли этой основы.

Данилова Анна Хуторской А.В. пишет: цитата Не требуется учебник (объяснение из него) с изложением готовой теории или закономерности. Сначала ученик исследует проблему и пытается представить свое теоретическое объяснение. Каким образом тогда на ваш взгляд естественным окружением ребенка на начальном этапе является информационное пространство сети Интернет? То есть, Интернет, естественен, как стол, стул, мама-папа без теорий?

Miroshnikov Данилова Анна пишет: цитата о есть, Интернет, естественен, как стол, стул, мама-папа без теорий? Привет, эйдосовец! А что делать? Прогресс ведет за собой приемлемые способы обработки информации -некогда были изустные былины-саги(слуховая память), потом печатные образы( слова и картинки -статичная видеопамять), теперь - медиа(мульти -видео - фильмы) -найдем иной способ обработки инфы - будем сначала на него обижаться)))

Данилова Анна Хуторской А.В. пишет: цитата Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата". Спасибо, это похоже на ситуацию, в которой я пребывала с ребятами полгода, решая задачи второго уровня сложности, имея только тексты без ответов. Мы искали различные пути решения, были и компьютерные варианты, даже если ответы совпадали, мы еще раз анализировали решение, чтобы быть уверенными на 100%. Это было здорово! Хуторской А.В. пишет: цитата Эвристическая основа есть В ЛЮБОМ типе образования. Вопрос доли этой основы. Это понятно, а вот возможно ли, что бы эта доля была 100%-ой?

Хуторской А.В. Данилова Анна пишет: цитата То есть, Интернет, естественен, как стол, стул, мама-папа без теорий? да, именно так. Данилова Анна пишет: цитата а вот возможно ли,что бы эта доля была 100%-ой? А зачем вы об этом спрашиваете? Ну отвечу я, что может 100%-й, и что?

Данилова Анна Хуторской А.В. пишет: цитата А зачем вы об этом спрашиваете? Ну отвечу я, что может 100%-й, и что? Помечтать можно... А человеческих ресурсов хватит, чтобы создать все условия для такого обучения? Это самый естественный способ . Ребенок ведь так и начинает познавать мир... топ, бах, ой -открытие... Сто тысяч почему... Вот сюда бы видящего и вдумчивого педагога...

Prosvirnina Опыт показывает, что проблемное подход применим в "сильных" классах, где большинство учеников с высокой мотивацией обучения. А эвристический - хорош для любого ученика.

Miroshnikov Prosvirnina пишет: цитатаОпыт показывает, что проблемное подход применим в "сильных" классах, где большинство учеников с высокой мотивацией обучения. Коллега - означает ли вами сказанное, что есть намеренно созданные классы - сильные и слабые.Оправдан ли с вашей точки зрения такой подход? Мы больше приобретаем ( для общества) создавая сильные классы и оставляя неуспевших ( в отличие от неуспевающих)наедине с самим собой, чем теряем в классах ( не коментируется)?

Ruffy Форумы "Эйдос"- тоже образовательная среда, причем претендующая быть если не элитарной, то уж ообразцово-показательной! Ни тебе ошибок, ни грубостей. Да и темы соответствующие. Пусть дети увидят здесь образцы, если уже "живут" в интернете с пеленок, и он для молодых как нечто, данное безусловно и изначально.

Ruffy Хуторской А.В.пишет: цитата Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата". "Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания, вариантов образования". Развивающее обучение нацелено на зону ближайшего развития (теория Выготского). Не слишком ли это размыто:"неизвестный заранее результат". Это может означать и то, что нет опеделенной цели обучения!

Pashhenko Ruffy пишет: Коллега - означает ли вами сказанное, что есть намеренно созданные классы - сильные и слабые. В среднем звене, конечно есть. Ведь есть еще и классы "компенсирующего " обучения. Не уверена, что эвристический подход тут будет приемлем.

Хуторской А.В. Ruffy пишет: цитата Не слишком ли это размыто:"неизвестный заранее результат". Это может означать и то, что нет определенной цели обучения! Цели обучения есть, но результат изначально предполагается индивидуальный для каждого ученика по отношению к общим направлениям и фундаментальным объектам-предметам-проблемам.


---

Продолжение дискуссии на форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2011

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо

A.В.Хуторской. Модель среды в ДО

:ДИСКУССИИ

Модель среды в ДО

Отклики в форуме на статью А.В.Хуторского "Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении" - http://eidos.ru/journal/2005/0901.htm


Овсейцев А.А.
Вопросы Андрею Викторовичу Хуторскому 1. Каким образом можно конкретизовать довольно-таки широкое поняти "образовательная среда"? В обыденном сознании бытуют такие понятия, как: - образовательная среда "улицы", - образовательная среда в семье, - образовательная среда в "школе" - образовательная среда на производстве, - образовательная среда в той или иной социальной среде. Под это же понятие можно подвести и понятие "педагогическая среда", если вести разговор о "системе образования через всю жизнь". 2. Предполагает ли "эвристическое обучение" развитие творческой активности индивида в сфере разрешения проблемных ситуаций в социальной среде? 3. Почему Ваша модель образовательной среды не сопряжена с моделью "производства личности"? При этом я имею ввиду то, что должна иметь место и "модель личности", как некий "эталон" качества "продукции педагогической среды"

Хуторской А.В. Овсейцев А.А. пишет: цитата1. Каким образом можно конкретизовать довольно-таки широкое поняти "образовательная среда"? В обыденном сознании бытуют такие понятия, как: - образовательная среда "улицы", Вот вы, собственно, и конкретизировали это понятие по его типам. Овсейцев А.А. пишет: цитатаПод это же понятие можно подвести и понятие "педагогическая среда", если вести разговор о "системе образования через всю жизнь". Образовательная среда - та, где образовываются; педагогическая - та, где образовывают (обучают и воспитывают). Овсейцев А.А. пишет: цитата2. Предполагает ли "эвристическое обучение" развитие творческой активности индивида в сфере разрешения проблемных ситуаций в социальной среде? Предполагает. Овсейцев А.А. пишет: цитата3. Почему Ваша модель образовательной среды не сопряжена с моделью "производства личности"? При этом я имею ввиду то, что должна иметь место и "модель личности", как некий "эталон" качества "продукции педагогической среды" "Модель личности" содержится только в самой личности. Проектировать её извне - негуманно по отношению к природе личности.

Miroshnikov Хуторской А.В. пишет: цитата"Модель личности" содержится только в самой личности. Проектировать её извне - негуманно по отношению к природе личности. Громко (сильно?) сказано? Не ставит ли это крест на самосовершенствовании личности? Ведь развитие(?) в отсутствие внешних ориентиров - не обязательно прогресс

Свиченская О.Н. любое образование проектирует определенную модель личности. Учитель - это внешнее воздействие, равно как и среда, в которой живет личность. Человек - явление социальное, на него постоянно оказывается влияние, и внешние условия "обтесывают" личность даже вопреки её желанию!

Анненков (
комментарий к докладу А.В.Хуторского "Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении") Доклад уважаемого основателя "Эйдоса" посвящен ключевому понятию конференции "Образовательная среда сегодня и завтра". Одинаково ли мы воспринимаем это понятие? И как будут толковать его наши ученики? Доклад начинается словами "Ресурсная среда, окружающая человека в процессе его нахождения в телекоммуникационных системах..." Далее читаем: "Под образовательной средой мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования..." Еще ниже: "Окружающая человека образовательная среда может быть представлена в виде сопряженных и жизненно важных для него сфер". "В предельном случае под образовательной средой будем считать образовательную область".., а "под образовательной областью понимается, как правило, некоторый объём информации..." Эти цитаты указывают на информационно-коммуникационное понимание "образовательной среды" как той или иной предметной области деятельности субъектов образовательного процесса. Если таково понимание "образовательной среды" сегодня, то каким оно будет "завтра"? Будут ли наши ученики включать в "образовательную среду" и субъектов образовательного процесса?

Хуторской А.В. Анненков пишет: цитата Одинаково ли мы воспринимаем это понятие? И как будут толковать его наши ученики? Конечно, не одинаково понимаем. Поэтому и происходит развитие науки. Как будут толковать понятие образовательной среды ученики? Если вы имеете ввиду тех, кто будет профессионально заниматься образованием, то это область прогностики. А почему вам это интересно? Анненков пишет: цитата Будут ли наши ученики включать в "образовательную среду" и субъектов образовательного процесса? Я бы у них об этом и спросил.

Андреев A.A. Вопрос А.Хуторскому Коллега, меня всегда восхищал ваши новации, и еще то, что вы реализуете это на уровне среднего образования. Скажите, пожалуйста, насколько я близок к эвристическому ДО как практик, глубоко не знакомый с вашим подходом, организуя учебный процесс у студентов – заочников непедагогического вуза, выполняющих в межсессионный период контрольную работу. Привожу руководство по подготовке контрольно работы Методические указания по подготовке практического задания (контрольной работы) по дисциплине «Педагогика высшей школы» Учебный процесс, является частным случаем бизнес – процесса, а учебная программа своеобразным бизнес- планом. Навыки проектной деятельности позволяют развивать системное мышление, корректно оценивать качество учебного внешнего или собственноручно организованного учебного процесса. Цель: В результате выполнения контрольной работы студент будет уметь проектировать учебный процесс по конкретному самостоятельно разработанному тренировочному курсу на основе знаний по: • Выбору актуальной тематики для тренировочного курса; • Целеполаганию (при постановке целей изучения тренировочного курса, целей проведения видов занятий и т.д.); • Структуре и организации проведения различных видов занятий (лекций, семинаров, экзаменов и т.д.); Для реализации методики предлагается инверсный подход существо которого состоит в том, что студент становиться как бы преподавателем и пытается на научной основе (теоретической педагогике) научить из области его профессиональной деятельности или интересов теперь уже преподавателя тому, что, по его мнению, он считает актуальным, полезным или интересным. Контрольная работа должна состоять из двух частей. 1. Тренировочная учебная программа самостоятельного курса. 2. Разработка тренировочных вариантов выбранных самостоятельно видов учебных занятий (например, лекции), запланированных в тренировочной учебной программе. I. Алгоритм (последовательность) действий при разработке тренировочной учебной программы курса (дисциплины) 1. Выбор темы Студент выбирает тему и соответственно отбирает содержание материала (сведения, информацию), отобранного для обучения материала. Это может быть профессиональная область деятельности студента (экономика, менеджмент и т.д.) или сфера личных интересов (кулинария, спорт и т.д.) Присваивает название теме. Это и будет название его мини учебного курса, который предстоит спроектировать. Теперь он становится студентом-преподавателем. 2. Актуальность В этом подразделе студент старается заинтересовать, мотивировать к изучению своего тренировочного курса того, кому предназначен курс (в данном случае преподавателя). Убедить и доказать, что время, затраченное будущим потребителем образовательных услуг на обучение по его курсу (дисциплине) пригодится ему в жизни. 3. Цель Студент-преподаватель должен сформулировать те знания и умения, которые получит его слушатель в результате изучения курса. Здесь же указывается уровень усвоения содержания тренировочного курса (дисциплины). 4. Содержание учебного материала Содержание отбирается, опираясь на научные принципы, следующие из теории формирования содержания. При большом объеме содержание обычно оно разбивается на темы, которые снабжаются краткой аннотации того, что, по мнению студента-преподавателя содержится в каждой теме (т.н. дидактические единицы). 5. Описание организации проведения учебного процесса. Подраздел имеет цель описание для будущего потребителя сценария учебного процесса. Студент-преподаватель должен выбрать виды, количество и последовательность проведения учебных занятий (лекции, семинары, практикумы и т.д.) их продолжительность и последовательность, необходимое материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование и т.д.) для эффективного проведения занятий. 6. Информационное обеспечение учебного процесса В простейшем случае - это список литературы, сайтов в Интернет и т.д., позволяющий подробно изучить более подробно и самостоятельно тренировочный курс. 7. Сведения об авторе Составляется по структуре типового резюме, но не так подробно. II. Проектирование видов (организационных форм) учебных занятий 1. Студент выбирает один из видов учебных занятий, запланированных им самим в тренировочной учебной программе. Это может быть лекция, зачет, практическое занятие деловая игра и т.д. Как вариант, можно ограничиться, например, лекцией и составлением тестовых заданий для контроля усвоения знаний. Если в качестве контрольного мероприятия выбирается тестирование, то, например, по тематике лекции должны быть составлены 2-3 тестовых задания. Контрольная работа может оформляться в рукописном или печатном варианте. Она представляется для защиты очно на зачете или может быть выслана для проверки по электронной почте.

Хуторской А.В. Андреев A.A. пишет: цитатаСкажите, пожалуйста, насколько я близок к эвристическому ДО как практик, глубоко не знакомый с вашим подходом ... Уважаемый Александр Александрович, вы вполне можете познакомиться с моим подходом к эвристическому обучению по статьям в Интернет-журнале "Эйдос" - http://eidos.ru/journal/ , а также по другим опубликованным в "бумажной" печати моим работам - http://eidos.ru/avh/books/index.htm

Данилова Анна Цитата из статьи "На наш взгляд, на начальном этапе образовательного процесса никаких дополнительных источников информации, кроме естественного окружения ребенка, в том числе и информационного, находящегося в сети Интернет, не требуется." Вопрос: 1) Андрей Викторович, что Вы понимаете под начальным этапом образовательного процесса? Приведите пример дополнительного источника информации, который не требуется на данном этапе. 2) Эвристическое, проблемное и развивающее обучение - аналоги или между ними есть принципиальные различия? 3) Возможно ли все школьное образование построить на эвристической основе? Я полагаю, что так должно быть, но возможно ли?

Хуторской А.В. Данилова Анна пишет: цитата Андрей Викторович, что Вы понимаете под начальным этапом образовательного процесса? Речь здесь идет об образовательном цикле в эвристическом обучении. Изначально ученику предлагаются не знания о действительности, а сама действительность. Внешние знания предлагаются ученику только тогда, когда он уже создал некое своё знание об объекте. Данилова Анна пишет: цитата Приведите пример дополнительного источника информации, который не требуется на данном этапе. Не требуется учебник (объяснение из него) с изложением готовой теории или закономерности. Сначала ученик исследует проблему и пытается представить свое теоретическое объяснение. Данилова Анна пишет: цитата2)Эвристическое, проблемное и развивающее обучение - аналоги или между ними есть принципиальные различия? Есть отличия, есть и сходства. На эту тему есть целый параграф в книге Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - Вот только два фрагмента из неё: "Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата". "Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания, вариантов образования". Данилова Анна пишет: цитата3)Возможно ли все школьное образование построить на эвристической основе? Я полагаю, что так должно быть, но возможно ли? Эвристическая основа есть В ЛЮБОМ типе образования. Вопрос доли этой основы.

Данилова Анна Хуторской А.В. пишет: цитата Не требуется учебник (объяснение из него) с изложением готовой теории или закономерности. Сначала ученик исследует проблему и пытается представить свое теоретическое объяснение. Каким образом тогда на ваш взгляд естественным окружением ребенка на начальном этапе является информационное пространство сети Интернет? То есть, Интернет, естественен, как стол, стул, мама-папа без теорий?

Miroshnikov Данилова Анна пишет: цитата о есть, Интернет, естественен, как стол, стул, мама-папа без теорий? Привет, эйдосовец! А что делать? Прогресс ведет за собой приемлемые способы обработки информации -некогда были изустные былины-саги(слуховая память), потом печатные образы( слова и картинки -статичная видеопамять), теперь - медиа(мульти -видео - фильмы) -найдем иной способ обработки инфы - будем сначала на него обижаться)))

Данилова Анна Хуторской А.В. пишет: цитата Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата". Спасибо, это похоже на ситуацию, в которой я пребывала с ребятами полгода, решая задачи второго уровня сложности, имея только тексты без ответов. Мы искали различные пути решения, были и компьютерные варианты, даже если ответы совпадали, мы еще раз анализировали решение, чтобы быть уверенными на 100%. Это было здорово! Хуторской А.В. пишет: цитата Эвристическая основа есть В ЛЮБОМ типе образования. Вопрос доли этой основы. Это понятно, а вот возможно ли, что бы эта доля была 100%-ой?

Хуторской А.В. Данилова Анна пишет: цитата То есть, Интернет, естественен, как стол, стул, мама-папа без теорий? да, именно так. Данилова Анна пишет: цитата а вот возможно ли,что бы эта доля была 100%-ой? А зачем вы об этом спрашиваете? Ну отвечу я, что может 100%-й, и что?

Данилова Анна Хуторской А.В. пишет: цитата А зачем вы об этом спрашиваете? Ну отвечу я, что может 100%-й, и что? Помечтать можно... А человеческих ресурсов хватит, чтобы создать все условия для такого обучения? Это самый естественный способ . Ребенок ведь так и начинает познавать мир... топ, бах, ой -открытие... Сто тысяч почему... Вот сюда бы видящего и вдумчивого педагога...

Prosvirnina Опыт показывает, что проблемное подход применим в "сильных" классах, где большинство учеников с высокой мотивацией обучения. А эвристический - хорош для любого ученика.

Miroshnikov Prosvirnina пишет: цитатаОпыт показывает, что проблемное подход применим в "сильных" классах, где большинство учеников с высокой мотивацией обучения. Коллега - означает ли вами сказанное, что есть намеренно созданные классы - сильные и слабые.Оправдан ли с вашей точки зрения такой подход? Мы больше приобретаем ( для общества) создавая сильные классы и оставляя неуспевших ( в отличие от неуспевающих)наедине с самим собой, чем теряем в классах ( не коментируется)?

Ruffy Форумы "Эйдос"- тоже образовательная среда, причем претендующая быть если не элитарной, то уж ообразцово-показательной! Ни тебе ошибок, ни грубостей. Да и темы соответствующие. Пусть дети увидят здесь образцы, если уже "живут" в интернете с пеленок, и он для молодых как нечто, данное безусловно и изначально.

Ruffy Хуторской А.В.пишет: цитата Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата". "Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания, вариантов образования". Развивающее обучение нацелено на зону ближайшего развития (теория Выготского). Не слишком ли это размыто:"неизвестный заранее результат". Это может означать и то, что нет опеделенной цели обучения!

Pashhenko Ruffy пишет: Коллега - означает ли вами сказанное, что есть намеренно созданные классы - сильные и слабые. В среднем звене, конечно есть. Ведь есть еще и классы "компенсирующего " обучения. Не уверена, что эвристический подход тут будет приемлем.

Хуторской А.В. Ruffy пишет: цитата Не слишком ли это размыто:"неизвестный заранее результат". Это может означать и то, что нет определенной цели обучения! Цели обучения есть, но результат изначально предполагается индивидуальный для каждого ученика по отношению к общим направлениям и фундаментальным объектам-предметам-проблемам.


---

Продолжение дискуссии на форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо