: ХРОНИКА БЫТИЯ

Чего боится ВАКовский журнал "Вопросы образования"?

 
 

04.11.2013 г.

Подходят ли вопросы образования для Высшей школы экономики?

Я учёный. Одна из задач любого учёного - публиковать результаты своих исследований, делать их достоянием гласности, доводить до сведения тех, кому эти результаты предназначены. В итоге, собственно, и происходит развитие науки, общий прогресс и эволюция человечества.

Разумеется, не все результаты и не всех исследований одинаково значимы и полезны. Судить об этом сначала приходится, как правило, экспертам, а затем и другим читателям - специалистам по профилю исследований.

Зачем нужны научные журналы? Очевидно, что для того, чтобы публиковать материалы исследований, знакомить с ними своих читателей. Это, собственно, основная миссия таких журналов.

У нас в России есть список так называемых "ВАКовских" журналов. Это журналы, в которых ВАК рекомендует публиковать результаты исследований. Считается, что такие журналы должны быть обязательно рецензируемые. То есть каждая статья, прежде чем её опубликует журнал, должна пройти рецензии специалистов. Чтобы не было так, что кто-то по-тихому решил опубликовать статью "по блату".

Есть такой ВАКовский журнал "Вопросы образования", издаваемый Высшей школой экономики (если не ошибаюсь, то за бюджетные, то есть наши с вами деньги). Главным редактором этого журнала является Я.И.Кузьминов.

Я уже защитил кандидатскую и докторскую степени, поэтому мне нет нужды набирать необходимое количество публикаций. Их у меня, включая электронные издания, более 700. Но как любой учёный, я стремлюсь сделать достоянием гласности результаты своих исследований, представить их тем, кому они могут быть полезны.

Послал я 2 ноября 2013 года в журнал "Вопросы образования" свою статью "Компетентностный подход как воплощение договора между социумом и личностью". Через день, в праздничный день народного единения, получил анонимный ответ, что статья "не подходит нам по содержанию". А также ободряющее утверждение: "Несомненно представленный материал может заинтересовать другие профильные издания".

Вот скан ответа из журнала "Вопросы образования", полученный мною по e-mail 4 ноября 2013 года:

 


Позвольте! А где же рецензия на статью? Ведь ВАКовские журналы должны быть рецензируемые!

Или мне ответил от имени редакции как раз рецензент? Единственный и основной?

Но почему тогда он скрывает своё имя?

Несколько версий:

1. Боится назваться, потому что выносит заключение без рецензии.

2. В редакции журнала отсутствует общепринятый этикет - подписываться под письмами.

3. Забыл подписаться, так как был увлечён празднованием Дня национального единста.

Интересна аргументация анонимного отказа: статья "не подходит по содержанию". Журнал называется "Вопросы образования". Моя статья посвящена компетентностному подходу именно в образовании.

Был бы я начинающим соискателем, ответ для меня мог бы быть исчерпывающим. Но я уже знаю, что мои разработки используются тысячами учёных (как раз реальными или потенциальными читателями данного журнала). Это известно из РИНЦа - российского индекса научного цитирования. Там можно увидеть, что из 3657 ссылок на мои работы, большая часть авторов ссылается именно на мои работы по компетентностному подходу в образовании, которым я занимаюсь более 10 лет. То есть и по содержанию, и по значимости мои работы вполне могут быть подходящи для публикации. Так в чём же дело?

Поскольку аргументов в анонимном ответе не представлено, опять-таки остаётся выдвигать гипотезы:

1. Журнал "Вопросы образования" Высшей школы экономики публикует статьи только специально отобранных авторов. Все остальные, кто бы они ни были и что бы не прислали, "не подойдут по содержанию".

2. Журнал "Вопросы образования" Высшей школы экономики не хочет публиковать (и рецензировать) статью, принадлежащую именно А.В.Хуторскому (личное отношение анонимного отвечающего).

3. Ничего личного, просто нежелание давать слово Хуторскому и его научной школе, например, из конкурентных соображений. Поскольку компетентностный подход излагается в статье не с тех позиций, которые утверждены в Высшей школе экономики.

Многие журналы имеют специфику, и иногда рекомендуют авторам доработать присланную статью чтобы соблюсти эту специфику. Здесь же сразу сказано: "Несомненно представленный материал может заинтересовать другие профильные издания", т.е. обращайтесь в другие журналы, но не в наш. Чтобы сразу стало понятно, больше сюда присылать ничего не надо.

Хотелось бы пожелать редакции "Вопросы образования" соответствовать гордому статусу "ваковского" журнала и высокому уровню Высшей школы экономики.


--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Чего боится ВАКовский журнал "Вопросы образования"? [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.11.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/1104/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023